Найти тему
Кругосветчик

Острова бывают не только тропическими. Поездка на арктический Шпицберген может стать самым экстремальным путешествием

Побывать на Шпицбергене – все равно что отправиться в тур по коллекционированию рекордов.

Самое северное поселение, самый северный бюст Ленину, самый маленький северный олень, самый северный кинофестиваль – что бы тут ни находилось и ни происходило, автоматически становится самым северным на планете.

Земля норвежская
Архипелаг Шпицберген уникален не только из-за своего месторасположения. Отсюда до Северного полюса, считай, рукой подать. Привлекает к себе внимание и правовое положение островов. Юридически эта земля принадлежит Норвегии, но, согласно Шпицбергенскому трактату, который в 1920 году подписали более 50 стран мира, любое государство – участник договора вправе разрабатывать недра архипелага. На данный момент этой возможностью пользуется только Россия. С 1931 года на Шпицбергене работает сначала советская, потом российская компания «Арктикуголь». Собственно говоря, как и русские, норвежцы, которые живут на архипелаге, заняты в добыче полезных ископаемых.

Эта временность – пока ты сотрудник компании на Шпицбергене, ты можешь находиться на островах, – сквозит во всем. Люди понимают, что живут на островах только на период действия контрактов. Да и вряд ли кто-то хотел бы остаться здесь на всю жизнь. Несмотря на то что на Шпицбергене есть поселения, а внутри них даже худо-бедно доступные для передвижения на машине дороги (хотя основной вид транспорта на архипелаге, конечно, снегоходы), работают магазины, клубы, школы, детские сады, комфортной жизнь на архипелаге назвать язык не повернется.

Население небольшое, событий не так много, полноценной больницы нет. Серьезно заболевших везут на материк. Тут даже законодательно запрещено рождаться и умирать. Первое, как уже отмечено, связано с тем, что квалифицированную помощь роженице на островах оказать некому, второе – с отсутствием кладбищ. Людей не хоронят здесь не только из-за вечной мерзлоты, но и из-за обитающих на архипелаге белых медведей.

Необычных законов и обычаев на Шпицбергене предостаточно. Тут нельзя заводить кошек, никто не запирает двери. И дело не только в том, что преступности тут практически нет. Практически, потому что в декабре 2018-го года весь архипелаг бурно обсуждал ограбление банка: люди до сих пор недоумевают, на что рассчитывал грабитель, бежать-то с островов некуда – поймают быстро. Все делается в целях банальной безопасности. Если в дом проникнет белый медведь, время, потраченное на отпирание дверей, может стать решающим. Собственно говоря, благодаря хищникам архипелаг обзавелся еще одним важным правилом – нельзя выходить за пределы поселений без оружия.


Лонгйир
Столицей архипелага является Лонгйир. Не самое удобное название для произношения. При этом норвежцы усложнили его еще больше. Полное наименование поселения – Лонгйирбюен. Своему названию этот поселок обязан американскому инженеру, который заложил на острове угольный рудник. В 1916 году эту компанию выкупили норвежцы, с тех пор они, так сказать, и застолбили за собой территорию архипелага.
С Лонгйиром начинает свое знакомство с архипелагом практически каждый, прибывающий на Шпицберген. Тут расположен аэропорт – естественно, самый северный в мире – с действующими регулярными рейсами.

В Лонгйире живет и самый главный человек на архипелаге. Это губернатор. Он назначен лично королем Норвегии, и он здесь в роли всех сразу: и полицейского, и судьи, и нотариуса, и… этот список можно продолжать. Губернатора на Шпицбергене побаиваются все, даже жители российских поселений. Ведь, случись что, наказывать провинившегося будет именно он.


Баренцбург, Пирамида и Грумант
Российскими на Шпицбергене считаются три поселения: Баренцбург, Пирамида и Грумант. Причем действующим на данный момент является только первый.
Шахта «Грумант» была законсервирована советскими властями в 1961 году. Добыча угля здесь закончилась 15 июля. С тех пор и шахта, и поселок заброшены и давно пришли в негодность. В начале 80-х годов на Грумантском месторождении произвели доразведку шахтного поля. По оценкам, запасов угля там около 134,4 млн т. Однако рабочие в поселок не вернулись.
В Пирамиде добыча угля прекратилась 31 марта 1998 года. Правда, в отличие от Груманта, поселок не был заброшен. Многие объекты были не просто сохранены, а законсервированы. В поселке проводятся научные исследования, туда возят туристические группы.
Путешественников Пирамида привлекает по вполне понятным причинам. Само место расположения поселка уникально. Свое название он и получил благодаря окружающим поселение скалам в виде пирамид. Кроме природы, туристам нравится сама атмосфера заброшенности. Тут как в Припяти: люди ушли, но следы их пребывания видны повсюду. На стенах Дома культуры висит выставка детских рисунков. В библиотеке остались картотека и портреты писателей. Чтобы туристы не растаскивали по крупицам остатки убранства поселка, губернатор приказал закрыть все помещения на замки.
Главную улицу поселка Пирамида называют Елисейскими полями. Говорят, во времена СССР сюда привезли несколько кораблей с черноземом.
В Баренцбурге есть дом, где жила семья Майи Плисецкой. Отец великой танцовщицы когда-то возглавлял трест «Арктикуголь» и служил консулом.

В этом старом двухэтажном деревянном доме в центре Баренцбурга, в 30-е годы прошлого столетия располагалось Российское консульство. 
В этом же доме проживала семья консула СССР на Шпицбергене Михаила Эммануиловича Плисецкого: он сам, его жена Рахиль и их дочь Майя, будущая знаменитая балерина Майя Плисецкая.
В этом старом двухэтажном деревянном доме в центре Баренцбурга, в 30-е годы прошлого столетия располагалось Российское консульство. В этом же доме проживала семья консула СССР на Шпицбергене Михаила Эммануиловича Плисецкого: он сам, его жена Рахиль и их дочь Майя, будущая знаменитая балерина Майя Плисецкая.

Как попасть
По большому счету есть два пути, как попасть на Шпицберген. Можно обратиться в туристическую компанию, чтобы та организовала путешествие на архипелаг. Либо можно самостоятельно отправиться в Лонгйир на самолете, а далее искать гидов среди местных, которые покажут все местные достопримечательности. Если хочется полного погружения в жизнь Шпицбергена, то на архипелаг можно поехать не туристом, а рабочим.
Угольным компаниям постоянно нужны сотрудники, причем среди вакансий не только сугубо рабочие специальности, занятые в добыче угля, но и обслуживающий персонал – повара, уборщики и даже гиды-экскурсоводы.