Найти тему
💎Вздорный киник

Как средневековый философ объяснил желание владеть вещами

84% покупателей совершают эмоциональные покупки, то есть те, что не запланированы и не необходимы. Как так получается? Что за механизмы заставляют нас страстно желать обрести тот или иной товар?

Об этом вы прочитаете в этой статье по труду Бенедикта Спинозы "О Боге, человеке и его счастье"

Не собака!
Не собака!

Немного о философе

Бенедикта Спинозу от рождения звали Борух, и да, он еврейского происхождения. Благодаря Декарту Борух увлекся философией рационализма (когда основой познания и действия людей считают разум).

Его идеи настолько разошлись с духом времени, что философ был отречен от своей общины: в 1660 году Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали».

Последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в деревушке Южной Голландии (провинция).

Природа желания

Желание называют конкретизированной потребностью, однако Спиноза относит его к страстям - чувствам, которые могут захватить волю человека.

"Ни у кого не может возникнуть желание, кроме как под видом блага", - пишет философ.

Благо же понятие субъективное, личное, а значит, основывается на мнении конкретной личности. Мнение, в свою очередь, - самая ложная форма познания по Спинозе, когда человек основывается только на своем опыте.

Пример: Павел после воздействия рекламы купил новый телефон, который работает лучше старого, что не мудрено.

Он тут же признает этот телефон весьма хорошим (только на основе своего опыта, а не в результате подробного изучения сотен моделей) и советует его всем знакомым для покупки.

То есть могут существовать гораздо более лучшие телефоны, в лучшей цене, и наш герой, очевидно, ошибается. Но он распространяет свое ложное мнение в окружении и через доверие порождает желание у других.

"Ибо, если кто-либо слышал о вещи, что оно хороша, то он испытывает удовольствие и стремление к ней, как это можно видеть у больного, который, слыша от врача, что то или другое лекарство хорошо для его болезни, тотчас стремится к нему", - подтверждает Борух.

Доверие - вторая компонента механизма.

Знаете, почему мир еще существует? Благодаря доверию.

Мы доверяем цветным бумажкам как эквиваленту труда. Мы доверяем пачке бумаги "уставной документации компании", которая описывает существование некоей организации (которая в сущности состоит из зданий, групп людей и техники). Но доверие позволяет работать этому комплексу слаженно.

Смешная ситуация: мы не можем перепроверить опыты ученых, но доверяем сообщениям о новых открытиях.

У нас нет выбора: если мы хотим совершить что-либо, в чем мы не разбираемся, единственный выход - поверить профессионалу в этой области.

Поэтому в рекламе делают все, чтобы мы поверили, чтобы мы не стали перепроверять.

Даже роли актеров прорабатываются так, чтобы они походили на усредненные личности покупателей. Ведь мы больше расположены к тому, кто похож на нас или демонстрирует образ, которым хочется стать.

Доверие взламывает наш разум, внедряет в него мнение. Единственная возможность сопротивляться - тратить время и изучать, докапываться до реальных возможностей продукта, оценивать необходимость в нем там, где это возможно.

Мне помогает сопротивляться мысль, что жить чужим мнением — все равно, что жить чужим опытом, а значит, чужой жизнью.

Помочь каналу - 👍,
Поблагодарить - подписаться.