Найти тему

Роскошные мелочи ар деко: туфельки для флэпперши со съёмным каблучком!

Если вам кажется, что шить обувь по индивидуальному заказу и иметь своего обувщика - непозволительная роскошь, и такая традиция давно канула в Лету, поверьте, это ещё один миф, который ведёт нас в мир тотальной глобализации и стандартизации. У одной из моих подруг дедушка держал обувную мастерскую, шил обувь для всей семьи и даже для выросшей внучки, поскольку у той была слишком маленькая ножка 35 размера! Кроме того, каждый из нас неоднократно обращался к услугам сапожника для починки пары туфель или ботиночек, так почему бы не найти своего обувщика, который старательно будет хранить ваши деревянные колодки?! Понятно, что стоимость любой обувной пары будет существенно отличаться от стандартных аналогов, но и носиться будет не один сезон, что вполне соответствует тренду умного потребления, укрепляя фундамент концепции устойчивого развития.

Сальваторе Феррагамо с колодками для звездных клиентов. Museo Salvatore Ferragamo, Флоренция, Италия, официальный сайт - www.ferragamo.com
Сальваторе Феррагамо с колодками для звездных клиентов. Museo Salvatore Ferragamo, Флоренция, Италия, официальный сайт - www.ferragamo.com

В бесшабашные "les années folles" благодаря кардинальным реформам в моде, изменилась длина платья. Поколенная длина обнажила ногу, дав работу и чулочной, и обувной промышленности. К сожалению, в истории осталось наследие крупных компаний, многие из которых здравствуют и ныне - François Pinet и I. Miller, Bally и Delman, J. J. Slater и Bob Inc., Saks Fifth Avenue и Hellstern & Sons, Henri Bendel и Salvatore Ferragamo. Туфельки, созданные обувщиками для прелестниц 1920-1930-х годов, можно частенько увидеть в качестве предметов музейного хранения и экспонатов разнообразных выставочных инициатив. Любопытных решений было немало!

Salvatore Ferragamo. Эскиз туфелек для звезды кинематографа - Глории Свенсон, 1935. Archivio Centrale dello Stato, Рим, Италия, официальный сайт - www.acs.beniculturali.it
Salvatore Ferragamo. Эскиз туфелек для звезды кинематографа - Глории Свенсон, 1935. Archivio Centrale dello Stato, Рим, Италия, официальный сайт - www.acs.beniculturali.it

Например, обувь нью-йоркской Delman Shoes, созданной Германом Делманом, привлекала уникальным дизайном, созданным за счёт фантазии талантливых художников - декораторов таких как Эрте, Рожер Вивье, Гербер Левин, Стивен Арпад. Именно они придавали паре туфель поистине божественную красоту (да и сами эскизы художников давно получили статус произведения искусства и бережно хранятся в музеях).

И даже если обувь была вполне ординарной по цвету или дизайну, возможность её трансформации могла быть заложена в конструктивном отношении, благодаря съёмному каблуку, который моментально преображал лапидарность чёрных туфель, превращая их в достойную пару для посещения коктейльной вечеринки или танцпола!

Целлулоидные каблучки, 1920-1930-е. Института костюма японского города Киото/The Kyoto Costume Institute, официальный сайт - www.kci.or.jp/en/
Целлулоидные каблучки, 1920-1930-е. Института костюма японского города Киото/The Kyoto Costume Institute, официальный сайт - www.kci.or.jp/en/

Съёмные, как их называли «драгоценные каблуки», имели изящную изогнутую форму, высоту - около 5 см, длину окружности в основании (ляписной части, прилегающей к пяточной части) - 8 см. Такие параметры обеспечивали устойчивости обувной пары, и в них можно было танцевать зажигательный чарльстон или "чёрное дно". Основа каблука была деревянная, частенько применялась древесина дуба, бука, липы, клёна или берёзы.

Целлулоидные каблучки, 1920-1930-е на выставке Les années folles в московском Музее Мультимедиа в  2019 г.  Коллекция Музея обуви, Москва,  официальный сайт - www.shoe-icons.com
Целлулоидные каблучки, 1920-1930-е на выставке Les années folles в московском Музее Мультимедиа в 2019 г. Коллекция Музея обуви, Москва, официальный сайт - www.shoe-icons.com

Декорация каблука поражала разнообразием за счёт использования инновационных материалов, например, бакелита или целлулоида. Пластики имели широкую цветность, могли имитировать разные, в том числе и драгоценные материалы типа слоновой кости, панциря черепахи, натуральной кожи, полированного дерева, солнечного янтаря, огненного коралла или мерцающего перламутра. Но этого было мало... Дополнительно сверкающая поверхность инкрустировалась стеклярусом или стразами, оплетая орнаментальным узором каблучок.

Целлулоидные каблучки, 1920-1930-е на выставке Les années folles в московском Музее Мультимедиа в  2019 г.  Коллекция Музея обуви, Москва,  официальный сайт - www.shoe-icons.com
Целлулоидные каблучки, 1920-1930-е на выставке Les années folles в московском Музее Мультимедиа в 2019 г. Коллекция Музея обуви, Москва, официальный сайт - www.shoe-icons.com
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц