Основное предназначение мозжечка – координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса.
При наличии мозжечковой недостаточности (расстройство в работе мозжечка) наблюдаются нарушения равновесия в вертикальном положении.
При этом нарушение в работе мозжечка легко распознать по почерку человека, особенно это видно у детей школьного возраста. Дело в том, что из-за сбоя в работе мозжечка снижается мышечный тонус, а значит, нарушается координация движений и часто возникает дрожание рук, то есть тремор.
Кроме того, мозжечок в нашем организме отвечает ещё и за регуляцию эмоций и внимание.
Соответственно, если имеются нарушения в его работе, то это может привести к развитию синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.
От работоспособности мозжечка зависит скорость обработки информации, которая поступает из других частей мозга. А значит, чем быстрее справляется со своей задачей мозжечок, тем лучше работает мозг. Этим объясняется взаимосвязь с грамотностью на письме. Ведь в процессе письма приходится одновременно следить за строкой, контролировать движение руки и ещё при этом вспоминать правила.
Естественно, у ребёнка с мозжечковой недостаточностью возникнут трудности с выполнением столь сложной координационной работой руки, глаз и мышления.
Основные симптомы нарушений в работе мозжечка:
- Сложность сохранения равновесия с закрытыми глазами и вытянутыми вперёд руками.
- Слабая координация движений, наличие множества лишних движений.
- Сложность удержания равновесия при стоянии на одной ноге.
- Низкий мышечный тонус, часто наблюдается тремор рук.
- Эмоциональная неустойчивость к нагрузкам.
Развиваем мозжечок – улучшаем почерк!
Как доказывает многолетний опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, для улучшения почерка и повышения грамотности требуется оказывать влияние на работу мозгу на уровне нейронов.
Другими словами, необходимо формировать новые нейронные связи в мозге, благодаря которым не только повышается академическая успеваемость ребёнка, но и решаются основные дислексические проблемы.
Секрет кроется вовсе не в многочасовых занятиях с прописями, а в физической активности и выполнении упражнений на координацию крупной моторики.
Делать надо именно упражнения на координацию, которые направлены на стимулирование работы мозга и формирование основы для нейродинамики чтения и письма. Важный момент: упражнения выполняются стоя.
Как ни странно, но лучший способ простимулировать работу мозжечка – это больше качаться на качелях.
Да, на самых обыкновенных качелях, которые есть практически в каждом дворе! Альтернативный вариант – использовать кресло-качалку.
Кстати, именно поэтому в школе ученики, когда решают какую-либо сложную задачу, начинают раскачиваться на стуле – таким образом они стимулируют мозговую деятельность!
А ещё отличные результаты даёт графокоррекция.
Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая применяется для коррекции дислексии и подходит для людей всех возрастов.
Для выполнения ГРАФОКОРРЕКЦИИ нужны только цветные карандаши и чистые листы бумаги. Использовать надо именно карандаши, так как они способствуют выработке правильного нажима при письме и правильному захвату.
Упражнение "Тучка-Солнышко"
Вспомните, какое упражнение делали все советские дети в начальной школе. Правильно: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»!
Благодаря этому простому упражнению не только отдыхают руки ребёнка, но и развивается мелкая моторика кистей рук. А это благоприятно сказывается на качестве письма.
Но сегодня всё чаще другим образом дети стимулирует свою мозговую деятельность!
Если ребёнок носится по школе, дома при выполнении домашнего задания встаёт и начинает ходить, залезает на турник, то это не признак гиперактивности или неумения сконцентрироваться. Наверняка таким образом ребёнок просто сам, не осознавая того, стимулирует свою мозговую деятельность и пытается заставить мозжечок более активно работать.
В отдельную категорию стоит выделить физические упражнения, которые положительно влияют на грамотность, качество почерка и беглость чтения. Подробнее на эту тему можно прочитать в отдельной статье.
Кстати, необходимо обратить внимание и на то, как ребёнок соединяет буквы на письме. Вот здесь можно узнать, к чему приводит запрет на верхнее соединение букв при письме.
Уважаемые родители!
Стимулировать работу мозжечка необходимо вне зависимости от того, как пишет и учится ваш ребёнок.
Упражнения на координацию и занятия графокоррекцией способствуют активизации мозжечка и пойдут на пользу ЛЮБОМУ ребёнку, ведь это позволит ему лучше себя чувствовать физически, эмоционально и интеллектуально в учебной деятельности.
И даже взрослым полезно покачаться на качелях или кресле-качалке, так как это отличный способ поддержания мозга в рабочем состоянии и профилактики различных болезней мозга.
Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru
Уважаемые родители!
Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.