Найти в Дзене

Что нужно знать о bmx

Оглавление

Что нужно знать о bmx

BMX-велосипеды – разновидность велосипедов, которые изначально были спроектированы взрослыми любителями мотокросса для тренировочных процессов своих детей, не способных (из-за несоответствия физических возможностей) кататься на полноразмерных спортивных мотоциклах… Сейчас это – одни из наиболее простых (с конструктивной точки зрения) велобайки, предназначенные для экстремальной езды по городским улицам, грунтовым трассам или на специально подготовленных площадках, а также для выполнения различного рода трюков и акробатических элементов…

Более того – они даже используются в отдельном виде спорта, разделенном на несколько дисциплин (две из них – олимпийские: BMX racing и BMX freestyle)…

История умалчивает, кто именно стоял у истоков BMX… но веломотокросс (именно так расшифровывается данная аббревиатура) «зародился» в 1970-х годах, когда в США стремительными темпами набирал популярность мотокросс… Причем появился он благодаря детям и подросткам, которые также желали участвовать в мотоциклетных гонках, но физически не могли справится с моторизированными «двухколесниками», отчего облачались в экипировку для мотокросса и соревновались на велосипедах на трассах, построенных собственными силами…
Состязания по BMX быстро получили широкое распространение по нескольким причинам – они обычно проводились вблизи от дома и не требовали больших финансовых затрат… Именно поэтому в начале 1970-х годов в США был создан орган управления велосипедным мотокроссом, что стало официальным стартом BMX-спорта, который за короткое время охватил и другие континенты (до Европы он добрался уже в 1978-м)…
Весной 1981 года начала свою деятельность Международная Федерация BMX (IBMXF), а в 1982-м состоялся первый чемпионат мира по веломотокроссу (что случилось почти на 10 лет раньше, чем аналогичные соревнования по маунтинбайку)… После этого BMX стал быстро развиваться в качестве уникальной спортивной дисциплины, а в январе 1993 года был принят в Международный союз велосипедистов (тем самым отдалившись от мотоспорта)…
Ну а одно из наиболее значимых событий в истории BMX случилось осенью 2003-го – именно тогда Международный олимпийский комитет официально включил веломотокросс в программу Летних Олимпийских Игр…

Разновидности

Вообще, BMX-байки подразделяются на несколько видов, отличаясь друг от друга не только некоторыми конструктивными особенностями, но также предназначением и «ареалом обитания»…

Street

Велосипеды, сконструированные для экстремального катания в городской среде и выполнения различных трюков с использованием в качестве площадки бордюров, парапетов, перил, ступенек и других особенностей «городского рельефа».

Такие «двухколесники» обладают облегченной конструкцией, зачастую лишенной даже сиденья и тормозов, укороченной рамой, а также 20-дюймовыми колесами с агрессивным протектором спереди и традиционным сликом (то есть – абсолютно гладкой покрышкой, без каких-либо канавок и элементов) сзади. Как правило, пеги (специальные приспособления в виде труб, крепящиеся на оси и позволяющие осуществлять всевозможные трюки и скольжения) устанавливаются на подобные байки райдерами самостоятельно (с учетом личных предпочтений).

«Уличные» велосипеды могут похвастать рядом достоинств: компактные размеры и небольшой вес; отличная маневренность; хорошие сцепные свойства.

Имеются у них и недостатки, самый явный из которых – почти вертикальная вилка, не позволяющая безопасно прыгать с трамплинов.

Racing

Это классические BMX-байки, некогда стоявшие у истоков веломотокросса, которые помимо прочего используются профессиональными спортсменами на Олимпийских играх. Их основная задача – скоростное катание по специально подготовленным трассам с резкими поворотами, различными дропами (то есть – прыжками с препятствий вниз) и всевозможными неровностями.

Такие велосипеды отличаются облегченной рамой, выполненной из алюминиевого сплава, колесами с «цепким» рисунком протектора и наличием заднего ободного тормоза.

У «гоночных» моделей присутствует большое количество положительных качеств: низкий вес при серьезной прочности; хорошая устойчивость на больших скоростях за счет удлиненной базы; уверенное сцепление на скользких и грунтовых дорогах.

Однако при этом они плохо приспособлены для жестких прыжков, поскольку алюминиевая рама не гасит вибрации.

Freestyle

Эти «двухколесники», идеально подходящие для выполнения прыжков и различных акробатических трюков на ровных площадках или в скейтпарках, а также агрессивного стритрайда (они также применяются в одной из Олимпийских дисциплин велоспорта).

BMX-велосипеды для фристайла имеют в своем арсенале сверхпрочную раму (вес здесь играет второстепенное значение), колеса с неглубоким рисунком протектора, а также передний и задний ободные тормоза (передний трос прокладывается через ротор – такое решение позволяет вертеть руль на 360 градусов). Часто уже с завода они комплектуются пегами, но некоторые производители оставляют тяжбы выбора самим райдерам.

К положительным сторонам таких «железных коней» относятся, в первую очередь, высокая прочность конструкции, позволяющая без страха использовать их в экстремальных условиях, и неплохая приспособленность для каждодневной эксплуатации.

Dirt

Это BMX-байки, созданные для катания по специализированным трассам с трамплинами и земляными насыпями, служащими для прыжков и совершения различных кульбитов в воздухе.

  • У них – сверхпрочная рама из алюминия или хроммолибденового сплава, мощные покрышки с «цепким» протектором и низкое расположение седла. Подобные велосипеды могут оснащаться и передним, и задним ободными тормозами, а вот пеги для них не предусматриваются из-за каретки, установленной ниже линии осей втулок колес.

«Двухколесники» для дёрта «щеголяют» высокой прочностью остова, отличной устойчивостью из-за низкого центра тяжести, хорошим сцеплением с дорожным полотном и стабильным поведением при совершении прыжков.

Но и здесь не обошлось «без ложечки «дёгтя» – они весят больше других «BMX-собратьев» и плохо подходят для совершения трюков на земле.

Flatland

Экстремальные велосипеды, в принципе не предназначенные для катания, а спроектированные для выполнения всевозможных акробатических элементов и «танцев» на одном колесе, не дотрагиваясь до земли ногами.

У таких «двухколесников» – короткая база, практически вертикально расположенная вилка, надежные втулки, по две пеги спереди и сзади, а также ободные тормоза.

Флэт-байки обладают удобной для трюков конструкцией, усиленными ободами и отличными тормозами, но при этом не подходят для простых велопрогулок из-за низкого передаточного числа.

Vert

Это BMX-велосипеды, которые подготовлены, в первую очередь, для катания в рампе (конструкция, напоминающая разрезанную вдоль напополам трубу) и осуществления прыжков и различного рода кульбитов, но также адаптированы для катания в городской среде.

Среди особенностей таких «двухколесников» – прочная рама (как правило, из хроммолибденового сплава), исключительно сликовые покрышки, четыре пеги (на переднем и заднем колесах), а также ободные тормоза сзади.

Конструктивные особенности

Все байки, относящиеся к классу BMX, объединяет ряд конструктивных моментов – наличие всего лишь одной передачи и полное отсутствие амортизирующих элементов. Что касается остальных составляющих, то они могут иметь не только отличное друг от друга строение, но и различные материалы изготовления…

Рама

 для BMX создается из расчёта на прочность в сочетании с лёгкостью, отчего демонстрирует очень простую и надёжную конструкцию: два треугольника с общим основанием, крепления для втулки (дропауты), которые могут иметь большую площадь и толщину.

Для увеличения прочности применяется «батинг» (технология оптимального распределения толщины металла в местах наибольших нагрузок) или сварка дополнительных косынок в задние перья рамы и иногда между главными трубами.

Бюджетные рамы для BMX’а делаются из нелегированной стали, а более дорогие — из легированной стали (с добавлением хрома и молибдена), реже из титана или алюминия (последний материал используется для рам BMX-racing).

Колеса

 у BMX-байков, как правило, размерностью 20-дюймов, за исключением совсем «детских» вариантов – они оснащаются колесами размером 16 дюймов. Обода отличаются широким «коробчатым» профилем и могут быть одинарными, двойными или тройными (большая часть подходит для установки ободных тормозов). Спицовка осуществляется 36-ю спицами, но на некоторых (в основном устаревших) моделях – 48-ю.

Таким велосипедам обычно отводятся сликовые или полусликовые покрышки с шириной профиля от 1.8 до 2.25 дюйма, которые рекомендуется накачивать до 3-6 атмосфер.

Руль

 на BMX-велосипеде, как правило, дополняется кроссбаром – перекладиной посередине, добавляющей этому узлу прочности.

Чаще всего применяются двух- и четырехэлементные рули (из двух и четырех труб соответственно).

На руля монтируются грипсы (резиновые или поролоновые ручки, предназначенные для улучшения сцепления рук с рулем), фиксируемые барендами (заглушками, не дающими грипсам спадать).

Вынос руля

 (деталь, соединяющая руль с вилкой) изготавливается в основном из «массивных кусков» алюминия.

Вилка

 тут, как и у любого другого велосипеда, предназначена для крепления переднего колеса – состоит из штока, двух ног и дропаутов (пластин на концах ног, фиксирующих втулки). Последние, как и в случае с рамой, обладают увеличенной площадью и толщиной.

Вилка может быть сделана из нелегированной или легированной стали, алюминия или титана, как правило рассчитана на установку оси в 10 мм или 14 мм.

Пеги

 представляют собой трубки (из стали, прочных полимеров, хроммолибденового сплава или титана), которые монтируются на оси BMX-велосипеда, и используются для скольжения на перилах и гранях, а также обеспечивают дополнительную опору при выполнении различного рода трюков. Они могут иметь разные длину и диаметр.

Система шатунов

 – это вал и пара шатунов.

В данном узле на BMX-байках задействуется ось 19 мм или 22 мм, а сама система предлагается в трех вариантах исполнения:

  • одноэлементный (ака «кочерга») – когда оба шатуна созданы в виде одной детали;
  • двухэлементный – один из шатунов закреплен на оси, а второй представляет с ней единое целое;
  • трехэлементный – оба шатуна и вал являются отдельными составляющими.

Системы шатунов отличаются друг от друга типом соединения, передающим крутящий момент на звезду, – они могут быть 4-, 8-, 10-, 16- и 48-шпицовыми.

Педали

 для BMX-велосипеда могут быть выполнены из различных материалов: пластмассы, алюминия или магния. Пластиковые педали являются наиболее легкими и доступными, но наименее надежными и удобными; алюминиевые – удобнее и надёжнее; а магниевые – самые дорогие (они весят меньше алюминиевых).

Как правило, дешевые педали обладают стальной осью и насыпными подшипниками, в то время как дорогие оснащаются осью из хроммолибденового сплава и промышленными подшипниками.

Втулки

 (ступицы велосипедных колес) – центральная деталь колеса, вращающаяся вокруг подвижной оси на подшипниках.

Передняя втулка на BMX-байках чаще всего изготавливается из алюминия и может иметь как насыпные, так и закрытые промышленные подшипники. Она обладает осью 10 мм или 14 мм, а крепится на вилке посредством болтов (наиболее распространенный способ).

Задняя втулка делается либо из алюминия, либо из титана, обладает осью 14 мм или 10 мм, а с колесом сопрягается с помощью гаек или болтов.

Ступица заднего колеса бывает левосторонней или правосторонней и предусматривается в трех вариантах исполнения (отличающихся друг от друга конструкцией передачи усилия с цепи непосредственно на саму втулку):

  • Фривольная втулка: фривил представляет собой специальную велосипедную трещотку, которая навинчивается на корпус ступицы. Внутри данного узла находятся «собачки» и зацепы. Кроме того, в корпусе самой втулки скрываются три подшипника.
  • Кассетная втулка: она подразумевает наличие драйвера – звездочки с храповым механизмом, который передает крутящий момент с цепи на колесо. В целом такая ступица работает по схожей схеме с фривольной, но у нее «собачки» располагаются внутри корпуса втулки. Как правило, драйвер комплектуется двумя или тремя промышленными шариковыми подшипниками, но может быть снабжен одним открытым роликовым или керамическим подшипником.
  • Фрикостер: на таких втулках драйвер вместо «собачек» обладает крупной резьбой, а внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Такая ступица имеет следующий принцип работы: во время кручения педалей драйвер «накручивает» на себя гайку, которая в свою очередь прижимается к корпусу и крутит колесо, но когда педали находятся в состоянии покоя – гайка немного «откручивается», тем самым отдаляясь от корпуса. При движении «накатом» драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, что позволяет колесу вращаться в обе стороны.

Тормозная система

 BMX-велосипеда устроена таким образом, чтобы при кручении руля тросики не запутывались (тем самым теряя свою эффективность). Именно по этой причине тросик переднего механизма прокладывается внутри вилки, а заднего – дополняется специальным механизмом под названием гироротор (но не на всех моделях).

Данный узел представляет собой закрепленный на рулевом стакане подшипник с креплением для тросиков, позволяющий передавать тормозное усилие и при этом не мешая рулю свободно крутиться на 360 градусов. На тросиках, расположенных до и после гироротора, устанавливаются разветвители: первый раздваивает тросик, а второй – объединяет («двойной» тросик необходим для равномерного распределения нагрузки на гироротор).

На некоторых моделях BMX-велосипедов (например для FlatLand) тормоза вовсе отсутствуют.

Детские BMX-велосипеды
 – экстремальные байки, предназначенные для «начинающих спортсменов» и подходящие для динамичного катания по городским улицам и на специально подготовленных площадках, а также выполнения различного рода трюков… В общем, конструктивно и функционально они мало чем отличаются от «взрослых» моделей, а их главной особенностью являются уменьшенные размеры рамы и, как правило, 16-дюймовые колеса…

Выбор

Выбор BMX-байка для малоопытного райдера – дело не простое, поскольку в данном случае существует больше количество немаловажных нюансов:

  1. При покупке «экстремального» велосипеда, в первую очередь, следует определиться с главным моментом – какой стиль катания ставится в приоритет, так как от этого напрямую зависит его тип.
  2. Несмотря на то, что на BMX катаются преимущественно стоя, следует замерить свой рост – такой шаг позволит подобрать байк с оптимальными размерами рамы в соответствии с конституцией тела.
  3. Новичкам лучше присмотреться к недорогим моделям с прочными рамами, поскольку процесс обучения езде на BMX-байках обычно сопровождается частыми падениями.
  4. При наличии у «железного коня» тормозов, предпочтительнее присмотреться к вариантам с тросиками, пропущенными внутри рамы – это облегчит выполнение сложных трюков и позволит избежать дополнительных травм.
  5. При выборе экстремального велосипеда стоит обратить внимание на обода – более выигрышно, если они будут двойными (ну или хотя бы таковыми на заднем колесе), так как от данного параметра зависит их долговечность (причем это актуально и для начинающих, и для опытных велолюбителей).

Приобретая BMX-байк, необходимо помнить: дороже – не значит лучше. Два велосипеда с разницей в цене в несколько тысяч рублей могут не иметь друг от друга каких-либо принципиальных отличий – так зачем тогда платить больше? Перед походом в магазин следует подробно изучить данный вопрос…

Так вот с «финансовой» точки зрения велосипеды класса BMX можно разделить на три категории, в каждой из которых особенно выделяются те или иные велопроизводители.

Первая из них – это «низкобюджетные» байки, стоимость которых, как правило, не превышает 30 тысяч рублей. Они ориентированы на начинающих райдеров без опыта, а о своей BMX-принадлежности заявляют преимущественно лишь формой рамы и базовой устойчивостью при выполнении трюков. В целом же такие «двухколесники» плохо приспособлены для экстремального катания – у них обычно возникают проблемы с установкой пег, а гироротор отсутствует (вместо него применяются обычные тросики). Как бы то ни было, наиболее интересными производителями данного сегмента являются:

Stels

Отечественная компания не может порадовать разнообразием модельного ряда BMX-велосипедов, предлагая лишь несколько вариантов: Tyrant и Saber.

Это – байки с рамой и вилкой, выполненными из нелегированной стали, колесами с двойными алюминиевыми ободами и передними и задними ободными тормозами, которые подойдут лишь начинающим велосипедистам, делающим свои первые шаги в веломотокроссе.

Они вполне себе адаптированы для скоростного катания по городским улицам и выполнения базовых трюков, но при этом, вероятнее всего, не смогут долго противостоять серьезным нагрузкам и использоваться для сложных акробатических элементов.

Stark

Еще один «российский» велостроитель, который, помимо прочего, выпускает и классический BMX-байк под названием Madness BMX, но сразу в нескольких спецификациях.

Его основная целевая аудитория – велосипедисты, решившие освоить веломотокросс, но не обладающие какими-либо профессиональными навыками (да и вообще прежде не имевшие дело с «двухколесниками» данного класса). Он создан для экстремальной езды в городских условиях или в специальных парках, а также освоения несложных трюков и прыжков… но не более того.

Forward

Очередной велопроизводитель из России, выпускающий недорогие, но вполне себе достойные велосипеды, также не оставивший без внимания BMX-сегмент: в его палитре присутствует экстремальная модель Zigzag.

Здесь все без излишеств – это простенький «двухколесник» со стальной рамой, способный удовлетворить запросы исключительно начинающих рейсеров, которые только приступают к освоению дисциплины BMX. Байк подойдет для динамичного катания по городским улицам и в специальных парках, а также освоения базовых трюков.

Вторая категория – «любительские» BMX-велосипеды, ценник на которые варьируется в диапазоне 20~50 тысяч рублей. Такие «железные кони» ориентированы уже на более заядлых райдеров, которые серьезно увлекаются BMX-направлением, но при этом не являются профессиональными спортсменами. Они созданы для экстремального катания по городским улицам и паркам и на специально подготовленных площадках, а также выполнения различных прыжков и акробатических элементов. В этом сегменте особое внимание на себя обращают:

Author

Чешская компания, занимающая разработкой, производством и продажей велосипедов различных классов, в том числе и BMX. Этот велопроизводитель предлагает лишь несколько BMX-байков, но вполне себе достойных и интересных – Pimp и Pimpie, оснащенных стальной рамой, колесами с двойными ободами из «крылатого металла» и задним ободным тормозом.

Они предназначены для активных велолюбителей, которые уже способны выполнять трюки различной сложности, но при этом по своим возможностям не дотягивают до профессиональных райдеров.

Giant

Тайваньская велостроительная компания (одна из крупнейших в мире), в модельной гамме которой присутствует несколько BMX-велосипедов, ориентированных на достаточно опытных велосипедистов и начинающих спортсменов, но не подготовленных для использования в качестве серьезного «спортивного снаряда».

Они скорее созданы для обучения всевозможным трюком невысокой сложности, для чего наделены всем необходимым – стальная рама, колеса с двойными алюминиевыми ободами, задняя тормозная система и т.д.

KHEbikes

Немецкий велопроизводитель, который специализируется на разработке, производстве и реализации BMX-байков, причем как для взрослых велосипедистов, так и для подростков и детей.

В его модельной гамме преобладают «любительские» модели, нацеленные на достаточно способных, но не профессиональных райдеров, однако «топовый» велосипед – Strikedown Pro – способен удовлетворить запросы даже достаточно требовательных «наездников», серьезно увлекающихся веломотокроссом.

Code Bikes

Российская компания, делающая упор на производстве «двухколесников» класса BMX, которые предназначены для велосипедистов-любителей (как начинающих, так и вполне себе опытных).

Наиболее интересные модели производителя – FreeButcher и NecroButcher, способные похвастать хроммолибденовой рамой, интегрированной рулевой колонкой и колесами с двойными алюминиевыми ободами (то есть – это достаточно «продвинутые» велосипеды).

Bulls

Велостроитель из Германии, который занимается разработкой, выпуском и продаже велосипедов различных классов, в том числе и BMX. Экстремальные «двухколесники» этой компании не выделяются какими-то выдающимися техническими решениями, а представляют собой «любительские» модели со стальной рамой и двойными алюминиевыми ободами, предназначенные для скоростного катания в городской среде и специальных парках, а также выполнения различных трюков и кульбитов (но не на профессиональном уровне).

Наиболее интересные BMX-байки данного бренда – Novice и Barbar.

Третья категория – «профессиональные» BMX-велосипеды, заточенные под серьезные нагрузки, которые адресованы райдерам высокого уровня, участвующим в различных соревнованиях (в том числе – международных). Такие «двухколесники», как правило, обладают сверхпрочными рамами и «продвинутым» навесным оборудованием, но и стоят недешево – от ~40 тысяч рублей и больше. Особый интерес в данном сегменте вызывают следующие велопроизводители:

GT Bicycles

Американская компания, некогда стоявшая у истоков BMX и начинавшая свою историю именно с изготовления «двухколесников» этого класса. Модельная гамма бренда достаточно широка и включает в себя немало простеньких и недорогих велосипедов, предназначенных лишь для «выкрутасов».

Но «особняком» здесь стоит байк Speed Series Pro:

Это «продвинутый» BMX с рамой, выполненной из термически обработанного алюминия; карбоновой вилкой; двойными ободами из «крылатого металла» и обвесом спортивно-профессионального уровня.

WeThePeople

Немецкий велостроитель, который специализируется на разработке, производстве и реализации велосипедов для BMX’а, а также запчастей для них и спортивной экипировки.

«Лучшие творения» бренда в лице моделей Envy и Volta – это высококлассные байки с хроммолибденовыми рамой и вилкой, рулевой колонкой интегрированного типа и двойными алюминиевыми ободами, спроектированные для интенсивных тренировок или участия в соревнованиях различного уровня…

Но предлагает компания и более простые «веломотокроссники», предназначенные для начинающих рейсеров и спортсменов-любителей.

Haro Bikes

Американская компания, основным видом деятельности которой является производство маунтинбайков и велосипедов класса BMX, причем для разных возрастов и практически всех видов.

«Топовые» модели бренда созданы для профессиональных спортсменов, принимающих участие в высококлассных соревнованиях, а более простые – адресованы простым райдерам, для которых BMX является скорее «активным отдыхом».

Ну а наиболее впечатляющие байки данного велостроителя – Blackout и Lineage Team Master.

Subrosa

Еще один производитель велосипедов из США, который является одним из законодателей моды и трендов в BMX-индустрии.

Вообще, в палитре этой компании преобладают «любительские» модели байков, однако один из ее представителей привлекает внимание действительно высокой «профпригодностью» – это Subrosa X Shadow , выполненный из легированной стали и оснащенный оборудованием спортивно-профессионального уровня.