Монумент на фото сверху хорошо знаком всем тем, кто когда-нибудь переезжал из Польши в Венгрию через Словакию. На нём советский легендарный танк Т-34 подминает под себя немецкий Panzer IV. Этот памятник установлен у самой дороги неподалеку от словацко-польской границы. Стоит здесь он не спроста. В нескольких километрах отсюда находится Долина Смерти — место тяжелейших боёв во время наступления советской армии в октябре 1944 года.
Обычно здесь полно людей, но немногие углубляются в историю этого места. А ведь по сути в этой части Словакии на протяжении 30 километров располагается огромный военно-мемориальный музей в честь тех событий, закончившихся неудачно для советской армии и трагично для словаков. Монумент этот не совсем точен. Да, то была последняя крупная стратегическая победа именно Германии, показавшая, что путь к окончательной победе для СССР не будет простым и лёгким.
Я проезжал эти места несколько раз 10 лет назад, но не успел тогда толком что-то увидеть. И вот этим карантинным летом мне выпал шанс исправить досадное недоразумение прошлого. Мы путешествовали по западным Карпатам с польской стороны и неожиданно решили свернуть со своего маршрута и заехать на денёк в соседнюю Словакию. Тут я с головой погрузился в события 76-летней давности и эта прогулка стала для меня отличным времяпровождением.
Делюсь её деталями со всеми Вами. Надеюсь не дам Вам заскучать.
I. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ
На самой границе между современными Словакией и Польшей располагается Дукельский перевал (Dukla pass). Его высота чуть более 500 метров над уровнем моря. Да, и сами Западные Карпаты в этих местах не отличаются крутыми склонами. Сюда хорошо приезжать для прогулок на свежем воздухе летом и катания на лыжах зимой.
Глядя на эти пологие лесистые горы, трудно себе вообразить, что в 1944 эта часть Словакии стала ареной тяжелейшего сражения, унёсшего более 100 тысяч жизней. О тех событиях напоминают лишь то там, то тут стоящие вдоль основной дороги на постаментах советские пушки и танки.
Словаки до сих пор чтут память того сражения, в котором они принимали непосредственное участие. Дело давнее, но важное для Словакии и в наши дни. Вспомним вкратце те события.
II. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1939 году Словакия благодаря гитлеровской Германии и небезызвестному Мюнхенскому сговору получила независимость. У неё даже появился свой первый президент – теолог и священник Йозеф Тито (после войны был казнён в Братиславе). Но цена свободы была высока. По сути эта страна стала марионеткой в руках немецких властей.
С 1942 года в местных горах стали появляться первые партизанские группы. А уже год спустя, благодаря прямой поддержки СССР, началась подготовка восстания. Её непосредственным руководителем стал заброшенный из Москвы коммунист Карол Шмидке (после войны был обвинён в национализме и умер в тюрьме). Ещё через год в партизанских рядах словаков уже было более трёх тысяч советских военных и около 15 тысяч местных жителей.
Восстание началось летом 1944 года, когда советская армия уже была на подходе. Его массово поддержали перешедшие на сторону восставших официальные вооруженные силы Словакии. Естественно, по личному распоряжению Сталина было решено помочь словацким товарищам. Была разработана наступательная операция, по замыслу которой в течение пяти дней советская армия должна была воссоединиться со словацкими партизанскими силами.
Главный удар армии под руководством маршала Конева (за эту операцию получил орден Ленина) был как раз намечен со стороны Польши через Дукельский перевал. Силы на осуществление того плана бросили огромные 250 тысяч военных, 5000 тысяч орудий и миномётов, более 300 танков и свыше 1000 самолётов. Но что-то пошло не так.
С первых же шагов наступление забуксовала. Немецкие военные под руководством генерала Хейнрици (позже был назначен главнокомандующим обороной Берлина, но отстранён за саботаж, после чего сотрудничал с американцами, жил в Карслруэ, где и был похоронен с воинскими почестями) великолепно использовали сложный рельеф местности и создали глубоко эшелонированную линию обороны, до 60 километров в ширину. С наскоку такой узел развязать было невозможно.
Через 80 дней наступление советской армии окончательно захлебнулось. На тот момент им удалось продвинуться вглубь лишь на 30 километров, дойдя до городка Свидник. К этому времени восстание словацких партизан было окончательно подавлено и смысл в дальнейшем наступлении потерян.
Эта авантюра стоила советской армии в более чем 130 тысяч убитых и раненых, словацкие подразделения здесь потеряли около двух тысяч человек. Немцам же стратегическая победа в Словакии тоже обошлась недёшево – 70 тысяч убитых и раненых. Тем не менее, советская армия сумела закрепиться на этом рубеже, что в дальнейшем помогло в окончательном освобождении всей Чехословакии.
Но вернемся к монументу с танками.
III. ПОСЛЕДНЯЯ АТАКА НАЯВУ
Одним из самых интересных эпизодов того наступления стала танковая атака советских войск на подходе к Свиднику. По сути это был последний отчаянный рывок, поставивший точку в том памятном наступлении. После шестидневного отчаянного сражения советская армия отступила. Потери с обеих сторон на этом отдельном пятачке составили порядка 11 тысяч убитых и раненых, а то место с тех пор стало называться Долиной Смерти.
Этих печальных долин в ту войну было немало и Словакия пополнила их счёт. Когда война закончилась и местные жители вернулись сюда, им пришлось убирать со своих полей тонны боеприпасов и самого разного вооружения.
Видимо, тогда и родилась идея из десятков подбитых и брошенных здесь советских танков Т-34 создать масштабную реконструкцию той отчаянной атаки. Получилось здорово! Нужно лишь отъехать в сторону от того самого монумента, с которого начинается мой рассказ на несколько километров, выйти из машины и пройтись по словацким полям.
Легендарные танки здесь, словно немые свидетели прошлого, возникают неожиданно за каждым новым поворотом. Под елкой, среди поля, в кустах — все они замерли на долю секунды в отчаянном моменте своего последнего бескомпромисного боя.
Кстати, немцы в том бое тоже потеряли немало техники. Но так как победа оказалась за ними, они смогли большую её часть убрать с поля сражения.
IV. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МОНУМЕНТ
Потрясённый увиденным, я решил посетить военный музей в Свиднике. К сожалению, он оказался закрыт. Зато я сходил к монументу, воздвигнутому в честь Советской армии в 1954 году.
Несмотря на некоторую запущенность, он выглядит впечатляюще. Особенно хороша огромная звезда на вершине стелы высотой в 37 метров. Здесь же рядом находятся братские захоронения 9000 советских солдат.
V. САМОЛЁТ В ОБСЕРВАТОРИИ
Уже на обратном пути, у самой границы с Польшей я свернул в направлении необычной обзорной башни. Когда-то здесь размещалась обсерватория, теперь же это ещё один военный музей.
Композиция небольшая, но отражающая уважение словаков к событиям 1944 года. Среди нескольких гранитных постаментов, парочки пушек и экспозиций с архивными фотографиями неожиданно оказался легендарный штурмовик Ил-10 чехословацкой модификации.
С самой обзорной башни можно увидеть всё огромное поле боя Дуклинского сражения вплоть до Свидника. Жаль лишь вход на неё был закрыт.
VI. ПИРАМИДА ПАМЯТИ
Последней же точкой моего небольшого путешествия по прошлому стало мемориальное кладбище погибшим в том сражении словакам с очень необычным обелиском-колумбарием в виде своеобразной пирамиды.
Кладбище это довольно оригинальное с бюстами самых известных военных деятелей, участвовавших в том сражении.
Моя объективность всё же требует рассказать о том, что провал той операции отчасти произошел и по вине словацких военных. Они оказались не самыми надёжными союзниками советских войск. В том памятном сражении немало их подразделений переходило на сторону противника, подрывая отчаянные усилия помочь их же товарища-партизанам по ту сторону фронта.
Да, любая война полна историй героизма и предательств. Посещая такие места осознаёшь губительность любых войн для всего человечества и важность памяти, дабы не повторить более подобного…
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, в ВКОНТАКТЕ, в Яндекс Дзене, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в TravelBlog Baltic. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.