Найти тему

Россия, Крым, чудаки и дороги

Про чудаков, которые на букву "дэ" или даже "эм" я выскажусь в следующий раз. А сегодня хочу поговорить про дороги.

Впервые я поехал на автомобиле в Европу в 2011 году. Ехал из Петербурга до Хельсинки, а там на пароме в Гданьск, и затем на своих колесах по Польше, Чехии, Германии и Голландии. Когда через три недели вновь пересек российско-финскую границу, чуть не заплакал от отчаяния. Сразу вспомнилась фраза про две беды России. Тащился почти четыре часа в потоке машин по пыльной и тряской дороге от приграничного Светогорска до своего Санкт-Петербурга, а там всего-то 190 км, и всю дорогу ненавидел свою страну. Я тогда еще верил, что во всем виноват режим, который надо менять, а Навальный с Каспаровым были моими героями.

- Ну почему, почему, - думал я, - даже в соседней Финляндии, которая была бедной провинцией России, дороги ровные и чистые, а у нас колдобина на колдобине и пыль столбом?

Я как гоголевский герой, задавал своей стране вопрос, почему она не мчит во весь опор, а еле-еле плетется? Но, как и повелось, молчала Русь, не давала ответа...

В последний раз я колесил по Европе в 2014 году. Тогда мой маршрут проходил через Эстонию. И вот, на обратном пути, проехав 200 км от Таллина до Нарвы, а затем вырулив на российскую автодорогу в сторону Петербурга, я вдруг, с удивлением, понял, что наша дорога лучше. Она была ровной, чистой, с четкой разметкой.

К теме дураков мы еще вернемся. Но дороги, как одну из двух главных бед России, давайте отминусуем. Дороги у нас строятся. И они не хуже европейских. А многие даже и лучше.

На фото: автодорога Таврида сегодня.
На фото: автодорога Таврида сегодня.

В Крыму сдали в эксплуатацию автотрассу Таврида. 250 км от Керчи до Севастополя. Я по ней ехал два дня назад.

Солнце садилось. Фантастически красивые виды. Я за рулем сидел, поэтому попросил сына поснимать через лобовое стекло.

На фото: солнце садится и освещает вышки электропередач, которые, как и Таврида,  тоже были построены уже в то время, когда Крым вернулся в Россию.
На фото: солнце садится и освещает вышки электропередач, которые, как и Таврида, тоже были построены уже в то время, когда Крым вернулся в Россию.

Картинка слегка размыта, но это потому что снято на смартфон и в движении. Однако, мои эмоции эти фотографии передают.

На фото: навстречу проносятся огромные грузовики и кажется, что ты сейчас гонишь по хайвею где-то в Америке.
На фото: навстречу проносятся огромные грузовики и кажется, что ты сейчас гонишь по хайвею где-то в Америке.

Полотно идеально ровное. Отбойники, разметка, указатели - все настолько четко и правильно, что лучше не придумаешь. Сын говорит:

- Пап, а чего ты так медленно едешь?

Я посмотрел на спидометр - там 109 км/час. Говорю ему , что, нет, нормально я еду, чтобы не влететь на штраф за превышение. А ему кажется, что мы чуть ли не стоим на месте. Машина идет ровно и нас все время кто-то обгоняет. По такой дороге можно ехать 140-150 км без всякого риска. Вроде бы, в правительстве этот вопрос собираются решить и увеличить на Тавриде скоростной режим до 130 км/час.

А вы знаете, какой была раньше эта дорога от Керчи? Вся в выбоинах и заплатах. Разгонишься до 100 км/час, вцепишься в баранку и чувствуешь себя Шумахером.

На фото: вот так выглядела эта дорога летом 2015 г. В правом углу наши с сыном тени, мы приехали в Крым, чтобы купить дом, в котором сегодня живем.
На фото: вот так выглядела эта дорога летом 2015 г. В правом углу наши с сыном тени, мы приехали в Крым, чтобы купить дом, в котором сегодня живем.

На фото: так выглядит примерно тот же участок дороги, что на снимке выше. Согласитесь, что разница фантастическая.
На фото: так выглядит примерно тот же участок дороги, что на снимке выше. Согласитесь, что разница фантастическая.

Когда я недавно рассказывал про Тавриду, какой-то читатель пожаловался на отсутствие мест для отдыха. Мол, едешь 200 км от Керчи до Симферополя и нет возможности остановиться. Не знаю... Места отдыха есть. Либо человек был невнимателен, либо ездил по Тавриде в то время, когда она еще достраивалась и движение было только по двум полосам, а не по четырем, как сейчас.

На фото: указатель заезда на место для отдыха.
На фото: указатель заезда на место для отдыха.

Я лично таких остановок видел несколько, чуть ли не через каждые 20-30 км.

На фото: место отдыха где-то неподалеку от поворота на село Первомайское. Там размечены парковочные места и установлены три синие туалетные кабины (справа под солнцем). Не хватает скамеек и столиков для перекуса, но, думаю, это временный недостаток.
На фото: место отдыха где-то неподалеку от поворота на село Первомайское. Там размечены парковочные места и установлены три синие туалетные кабины (справа под солнцем). Не хватает скамеек и столиков для перекуса, но, думаю, это временный недостаток.

Трасса сдана в эксплуатацию, но работы еще ведутся. Достраиваются некоторые надземные развязки и сооружаются стационарные автозаправки.

На фото: один из путепроводов, движение по которому пока не открыто.
На фото: один из путепроводов, движение по которому пока не открыто.

Еще одна примета современной России, связанная с дорогами: нет долгостроя. И грандиозный Крымский мост, и Таврида - они были сданы с опережением графика.

Кто-то скажет, что это же Крым, куда уходят все деньги трудящихся россиян и несчастных пенсионеров. Забудьте эти сказки. Крым не осыпан золотым дождем. Здесь еще столько проблем, что, мама, не горюй! С дорогами в крымской провинции пока еще беда. Многие из них не ремонтировали со времен СССР. У нас засуха и катастрофа с водой. Здесь всегда с водой было плохо, но после того, как Украина перекрыла Северо-Крымский канал, просто беда. Шесть лет прошло, но вообще ничего не сделано. И даже никакой идеи нет. Просто набурили артезианских скважин и надеемся, что вода там никогда не закончится. А она ведь закончится. И что дальше? Почему не строят опреснители, мне не понятно. Наверно, это дорого, а количество денег на Крым ограничено.