Прошло 6 из 21 этапов «Большой петли», а это значит, что в таблицах результатов уже начинает вырисовываться какая-то картина. Про жёлтую и гороховую майку мы уже поговорили — сегодня поговорим про зелёную. Поехали!
Очковая классификация
Начиная с 1953 года на Тур де Франс, помимо времени, считают ещё и очки. Принцип подсчёта простой: суммируются очки за все этапы, вычитаются штрафы за все этапы, у кого осталось больше всех — тот молодец. Очковая классификация считается соревнованием спринтеров (за редким исключением, их можно узнать в толпе по накачанным ногам).
На сайте Евроспорта очковую классификацию можно посмотреть на отдельной вкладке «Очки».
Гонщик, который лидирует в таблице очковой классификации носит на этапе зелёную майку.
Добыть очки можно 3 способами:
- Войти в число первых 15 финишировавших на этапе;
- Войти в число 15 гонщиков с лучшим временем на «разделке» (гонке на время с раздельным стартом);
- Войти в число первых 15 гонщиков, которые пересекли линию промежуточного спринта.
На профиле трассы промежуточный спринт обычно отмечается значком с буквой S. Вот пример с сайта Евроспорт.
Если вы не знаете, что такое профиль трассы, то прочтите предыдущий материал: Градиент, категории, гороховая майка.
Распределение очков наглядно отображено на табличке в Википедии.
Типы этапов
Как видно из Таблицы 1, на равнинных этапах разыгрывается больше очков, чем на горных. Организатор определяет, какой этап каким является до начала всей гонки, но как правило, типы можно определить так:
- Равнинный — на этапе есть один подъем 3 категории или несколько подъемов 4 категории, а иногда и вообще без подъемов с категорией;
- Среднегорный — на этапе есть подъемы 3 и 2 категории;
- Горный — на этапе есть подъемы 1 категории или категории HC.
Если вы не знаете, что такое категории подъемов, то прочтите предыдущий материал: Градиент, категории, гороховая майка.
Штрафы
Потерять очки, как правило, можно двумя способами:
- Нарушить правила соревнования;
- Не уложиться в лимит времени на этапе.
Если с нарушением правил всё в целом понятно: нарушил — судья решил на сколько тебя штрафануть, то с лимитом времени ситуация, где определённости ещё меньше.
Конкретного лимита времени на этапе перед стартом нет, он рассчитывается исходя из времени первого финишировавшего гонщика. Если этап длинный и не быстрый, то лимит составляет около 5% от времени победителя. Если этап быстрый, то лимит может составлять до 16-17% от времени первого финишера. Неопределённость состоит в том, что по правилам тура, все гонщики, которые не уложились в лимит, должны быть дисквалифицированы, однако, по решению судьи они могут быть оставлены для продолжения гонки с начислением штрафных очков. Обычно случаи с заменой дисквалификации на штраф происходят на этапах, где больно шустрые лидеры проходят трассу с таким небольшим временем, что большая часть гонщиков просто не может уложиться в лимит.
Штраф за превышение лимита составляет такое же количество очков, сколько получил победитель этапа: 50 на равнинном этапе, 30 на среднегорном, 20 на горном. В теории, можно уйти в минус по очкам.
Цена вопроса
Как и в случае с гороховой майкой, победитель классификации и лидер рейтинга получают гонорар.
- 300 евро — ежедневный гонорар обладателя зелёной майки;
- 25 000 евро — приз окончательному победителю очковой классификации.
С очковой классификацией вроде бы всё. Коротко, пока вы не устали.
Смотрите шоссейные велогонки, вникайте в тему — это очень интересно! Календарь гонок можно посмотреть тут.
Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
Серия статей для тех, кто первый раз смотрит Тур де Франс:
1. Генеральная классификация
2. Градиент, категории, гороховая майка
3. Очки и зелёная майка <-- Вы тут.