Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Секретный рейд немецкого парохода "Семен Дежнев"

В середине июля 1940 года ледокольный пароход «Семен Дежнев», бросил якорь в бухте острова Колгуев, находящегося в Баренцевом море. Несмотря на то, что судно легло в дрейф, экипаж не спешил сойти на берег, а красный флаг был немедленно спущен.
Еще одна странность заключалась в том, что команды раздавались на немецком языке и все члены экипажа были одеты в форму германских кригсмарине.

Немцы превратили сухогруз "Эмс" в крейсер "Комет", оснастив его мощным вооружением. (фото из открытых источников)
Немцы превратили сухогруз "Эмс" в крейсер "Комет", оснастив его мощным вооружением. (фото из открытых источников)

Секретная договоренность о прибытии этого судна в советскую гавань, была достигнута на самом высоком уровне, еще в феврале того же года.
В ходе этих переговоров, советская сторона обязалась провести караван немецких торговых кораблей по всему Северному пути, получив взамен 950 тысяч дойчмарок и возможность купить два тяжелых крейсера класса «Дойчланд».

Гениальность товарища Сталина, в подобных делах не знала границ (равно как и во всех остальных), поэтому он настоял на предоплате, а узнав, что немецкое командование заменило группу кораблей на один-единственный крейсер, и вовсе удивился, почему тевтонцев считают хорошими торговцами.

Правда, с продажей судов случилась заминка – один отбуксировали на Балтику недостроенным, а второй обещали передать позже.
Тем не менее, прокручивая в голове детали сделки, плюс, вспоминая недавно заключенный пакт Молотова-Риббентропа, Иосиф Виссарионович уже свысока поглядывал на изображение мифологического Гермеса, в одной из любимых книжек.


Вся сделка носила сугубо тайный характер, поэтому в официальных документах, ведомый корабль значился как сухогруз.
Это было непреложным условием договора, так как
товарищ Сталин не хотел, чтобы его образ потускнел в глазах мировой общественности, после того, как фашистский боевой корабль, оснащенный по последнему слову военной техники, начнет безобразничать в водах Тихого океана.

Этот путь начали изучать еще в XVI веке. (фото из открытых источников)
Этот путь начали изучать еще в XVI веке. (фото из открытых источников)

Шероховатости начались сразу поле прибытия парохода «Семен Дежнев» (настоящее название которого было «Komet»), в советский порт.

К длительному походу оказалась не готова субмарина северного флота, поэтому пришлось ждать две недели, в течение которых рейдер «Комет»,
ежедневно менял дислокацию, пропадая из поля зрения особистов военно-морского флота.

Наконец, когда два советских лоцмана зашли на борт, и экспедиция стартовала, капитан крейсера, Роберт Эйссен приказывал делать остановку у многочисленных островов, высаживая небольшие группы моряков на берег, на всем пути следования.
При этом наши офицеры не могли гарантировать, что все матросы возвращаются на борт, после таких прогулок.
Прекрасно понимая, что подобные высадки осуществляются с целью разведки местности, а они автоматически становятся соучастниками преступления, наши лоцманы не могли помешать капитану корабля.

В конце концов, после трех недель плавания, когда до «чистой воды» оставалось не больше 600 морских миль (недалеко от Анадыря), из Москвы пришел категоричный приказ вернуть немецкий «сухогруз» обратно.

Ознакомившись с радиограммой, Роберт Эйссен резонно заявил, что подчиняется только Берлину и продолжил свой путь в одиночестве, высадив советских моряков.

Позднее историки подсчитают, что общий тоннаж затопленных, в Тихом океане, немецким рейдером судов, составил более 40 000 тонн.
На дно он пустил английские, австралийские, новозеландские и голландские торговые корабли.

"Комет" пустил на дно много кораблей будущих союзников. (фото из открытых источников)
"Комет" пустил на дно много кораблей будущих союзников. (фото из открытых источников)

Но не это волновало товарища Сталина.
После начала Великой Отечественной войны, неожиданно выяснилось, что немецкие субмарины,
имеют подробную карту промера глубин в районе Кольского полуострова, создавая большие сложности для прохода караванов союзников.
Особенности местного грунта и течений им тоже были хорошо знакомы, из чего можно сделать вывод, что экипаж «торгового судна» «Комет», в советских территориальных водах, времени зря не терял.

Каждый раз, когда приносили данные о потери грузов, стоящего десятки миллионов долларов, тов. Сталину все меньше хотелось вспоминать, полученные в 1940 году, 950 тысяч немецких марок.
Очень скоро, ему удалось совсем об этом забыть, тем более, что никто не напоминал.

Адмирал Дениц остался доволен. (фото из открытых источников)
Адмирал Дениц остался доволен. (фото из открытых источников)

Правда, еще одна маленькая неприятность омрачала сознание вождя – еще в мае 1941, он распорядился уточнить, когда же, наконец, советской стороне будет передан второй обещанный крейсер.
Резидент разведки в Берлине, Амаяк Захарович Кобулов, досконально изучив вопрос, радостно доложил, что все недоделки на верфи будут устранены
после 22 июня 1941 года.

В детали этих операций были посвящены многие люди, у которых, благодаря развитому инстинкту самосохранения, не возникло и тени сомнений в величии и мастерстве Человека, без которого наши солдаты, не водрузили бы Красное Знамя над Рейхстагом.
Моряки ему тоже были благодарны.


ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Ликвидация Гейдриха. Герои, проклятые у себя на родине

Есть ли тайна в смерти отца народов?

Товарищ Щербаков - инициатор социалистического соревнования на фронтах

Одна из первых успешных операций израильской разведки ШАБАК