Микаэль Лаудруп
В августе 2008 года Валерий Карпин, пришедший в «Спартак» на роль гендиректора, уволил из клуба Станислава Черчесова. Через месяц команду возглавил новый тренер – датчанин Лаудруп. Начать в России удачно у датчанина не получилось – в первых пяти матчах «Спартак» взял лишь четыре из пятнадцати возможных очков, успев проиграть «Рубину», «Крыльям Советов» и «Москве». Единственным чем запомнился тренер, это победой в дерби прервав семи матчевую серию побед в дерби с ЦСКА. Но больше датчанин в Москве ничем не запомнился – остаток сезона команда провалила (одна ничья при двух поражениях) и заняла только восьмое место. Сезон 2009 года тоже начался неудачно: после ничьей с «Зенитом» в первом туре красно-белые проиграли «Кубани», обыграли нальчикский «Спартак», а затем без шансов уступили «Москве» (1:3) и разгромно — «Динамо» в Кубке страны. Кубковое поражение и стало для Лаудрупа роковым – после него-то он и был уволен из «Спартака». Из 22 двух матчей в «Спартаке» Лаудруп выиграл лишь семь, пять свёл вничью и десять проиграл.
Мурат Якин
В России его отлично помнят. Прошло уже четыре года с тех пор, как он покинул «Спартак», проиграв в заключительный месяц своей работы ЦСКА со счётом 0:4, но многие эпизоды московского этапа работы швейцарца до сих пор крутятся в голове. Его прагматичная оборонительная философия, которая могла дать результат, но не имела шансов прижиться в клубе, где по инерции ждали зрелища. Его дерзкий ответ журналисту на флеш-интервью. Его конфронтация с Романом Широковым, ставшая не просто конфликтом, а настоящим противоборством игровых стилей. Его вера в молодёжь и умение работать с ней. Именно при Якине в свой лучший футбол в карьере (пусть и совсем недолго) играли два нападающих – Кротов и Давыдов. Позже ни тот, ни другой не вышли на уровень того короткого всплеска и близко.
Казалось, тренер, который ещё в 2013-м доходил до полуфинала Лиги Европы с «Базелем» и по праву считался одним из самых прогрессирующих во всей Европе, по-настоящему вернулся, а впереди у него – успехи и приглашения из топ-клубов. На деле же выяснилось, что вперёд Якин ни на шаг не продвинулся. Несмотря на удачный старт, он с треском вылетел из «Грассхоппера» уже в апреле 2018-го, после серии из пяти матчей без побед. Сообщение на официальном сайте тогда содержало категоричные формулировки: «критическая ситуация в чемпионате», «всяческое отсутствие спортивного прогресса».
Олег Кононов
Кононов придумал самый простой способ — делать громкие обещания, как политики перед выборами. Программа у тренера была что надо: Олег Георгиевич говорил о возвращении спартаковского стиля — кружевах, коротком пасе, стеночках, забеганиях. Вспоминал о Бескове и Романцеве, ставил их в пример. Кононов еще и назвал четкую дату: спартаковский футбол он обещал поставить за четыре месяца. Но ни через четыре, ни через шесть, ни через десять месяцев «Спартак» так и не заиграл. И чем дальше шло время, тем больше возмущения вызывали его «предвыборные» слова. Кононов находил оправдания то в физической форме, то в уровне исполнителей, то в несыгранности новичков. Но бесконечно оправдываться невозможно: своими обещаниями Кононов в самом начале своего пути в «Спартаке» поднял планку слишком высоко, но так до нее и не достал.
В одном Кононов был прав: как бы ты себя ни вел, чтобы ни делал, какой бы авторитет в среде болельщиков ни имел, твое будущее в «Спартаке» всегда определяет результат. Все четыре предыдущих пункта не привели бы к отставке, иди команда сейчас хотя бы в пятерке лидеров. Но результата нет — нет и Кононова в «Спартаке». В 36 матчах под руководством Олега Георгиевича красно-белые одержали 16 побед, еще шесть раз сыграли вничью. Это — катастрофа для клуба, который претендует на звание «топ» и хочет (по крайней мере, на словах) бороться за чемпионство. Отставка главного тренера была лишь делом времени. Самое забавное, что в другом клубе, возможно, с чуть менее серьезными амбициями и меньшим вниманием, у Кононова вполне может получиться. Но это будет уже совсем другая история.
Каким бы ни был Кононов сильным специалистом, какие бы современные подходы не использовал, «Спартаку» нужен человек с харизмой, с умением принимать жесткие, быстрые решения. Кононов думал, что отсутствие характера компенсирует своими знаниями и опытом, но, увы, это не про «Спартак». Добро пожаловать в компанию к Лаудрупу, Якину.