Когда в августе в нашей галерее появилась работа известного Петербургского художника Валерия Лукки "Концерт в Капелле" 2012 года, я сразу же поняла, к какой картине апеллировал автор в процессе ее создания.
И дело здесь не только в сюжете, но и в родстве композиции, разных, но все же близких по степени обобщенности формах, цветовом решении. Памятуя также о Лукке как о художнике, часто цитирующем в своих работах знаменитые произведения прошлых эпох, ставшие классикой, я поняла, что отрицать очевидную связь не имеет смысла.
Что же это было за произведение? Раскрываю карты:
Ровно 101 год назад (в 1911 году) из под кисти художника, перевернувшего представление об искусстве во всем мире - Василия Кандинского, вышла картина из цикла "импрессий" - "Импрессия III (Концерт)."
Запомните эту работу, если она показалась Вам незнакомой. Пишу это не только потому что тепло отношусь к творчеству Василия Кандинского. Дело в том, что это работа показательна с разных точек зрения:
- "Импрессия III. "Концерт" относится к самому яркому и "прорывному" периоду творчества Кандинского. Исследователь творчества Кандинского Мишель Кониль Лакост назвал период с 1908 по 1914 год временем радикального обновления живописи. В 1910 году Кандинский создал первое в истории искусства абстрактное произведение.
- «Импрессию III» Кандинский написал под впечатлением от концерта музыки австрийского композитора Арнольда Шенберга. Живопись абстракциониста Кандинского отчасти вдохновлена с музыкой абстрактного экспрессионизма, начало которой положил создавший новую венскую школу Шенберг.
- Именно идея передачи впечатления - основная задача"импрессий" Кандинского. Картина «Импрессия III» - ярчайший пример этого вида живописи. Помимо "импрессий" Кандинский в своей художественной теории выделял еще "композиции" и "импровизации".
А вот удалось ли Валерию Лукке затмить работу Василия Кандинского - решите только Вы, если захотите. Ведь задач таких настоящие художники не ставят даже используя прием цитирования. Он служит здесь тому, чтобы сказать новое слово в искусстве, отдавая дань уважения великому мастеру.
Материалы для статьи любезно предоставлены галереей современного искусства Арт Холдинг Татьяны Никитиной, в коллекции которой находятся описанные в статье произведения художников.