Завтра, 31 августа, истекает срок, когда Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) должна представить во Всемирную легкоатлетическую ассоциацию (World Athletics) проект «Плана по восстановлению членства ВФЛА в World Athletics». Судя по тому, как развивается ситуация, «План…» вовремя отправлен не будет. А это значит, что немедленно и автоматически запустится процесс полного исключения ВФЛА в World Athletics. Объясняем – почему.
Сага о проблемах российской лёгкой атлетики продолжается уже больше пяти лет. Очередной проблеск света в конце тоннеля появился 30 июля, когда Совет World Athletics, созванный, чтобы запустить процесс полного исключения ВФЛА из World Athletics, поверил письму министра спорта РФ Олега Матыцина о выплате штрафа в размере 6,31 млн. долларов не позднее 15 августа.
Обещание было выполнено, World Athletics подтвердил получение денег уже 14 августа. Но есть ещё одно обязательное условие приостановления процесса полного исключения ВФЛА и зависящее только от ВФЛА. Необходимо не позднее 31 августа 2020 года представить Целевой группе под председательством Руне Андерсена проект «подробного Плана по обеспечению в российской лёгкой атлетике абсолютной нетерпимости к допинг-культуре», «подходящего объема и глубины, с планом реализации и показателями прогресса».
Вообще-то, о необходимости подготовить этот «План…» говорилось в решении Совета World Athletics ещё от 12 марта 2020 года! Причём, данную обязанность World Athletics возложил на Комиссию по восстановлению, «с участием представителей ряда организаций и не менее двух представителей, назначаемых Комиссией спортсменов ВФЛА». Как мы знаем, первое заседании Комиссии по восстановлению состоялось только 27 июля. Второе – 7 августа. Третье, после двух переносов – 20 августа.
После заседания Комиссии по восстановлению 20 августа пресс-служба ВФЛА сообщила: «Члены комиссии обсудили проект плана внедрения культуры нулевой терпимости к допингу. Все члены комиссии озвучили свои предложения и замечания, которые будут внесены в итоговый документ».
А назначенный генеральным секретарём ВФЛА Андрей Конокотин буквально перед заседанием в интервью ТАССу высказался более чётко: «20 августа, я думаю, будет рассмотрен предпоследний вариант обновленной дорожной карты. Сегодня на заседании должны прозвучать заключительные предложения. После того, как все они будут учтены, я думаю, мы на следующей неделе соберемся опять, обсудим окончательный вариант и отправим его в World Athletics».
С момента последнего заседания Комиссии по восстановлению 20 августа прошло 10 дней. И за день до «Часа Х» мы имеет следующую ситуацию: 1. Четвёртое заседание комиссии не состоялось. 2. Четвёртое заседание не назначено. 3. Члены комиссии не получили финальный вариант «Плана…» (или, в формулировке Конокотина, дорожной карты). 4. Завтра – крайний срок представления «Плана…» в World Athletics. 5. Никаких отсрочек не будет.
Последний раз о деятельности Комиссии по восстановлению в ВФЛА публично вспоминали 28 августа, после отставки Юрия Гануса с поста генерального директора Российского антидопингового агентства (РУСАДА). «В связи с изменениями в руководстве РУСАДА, конечно, произойдут изменения в составе комиссии по восстановлению членства ВФЛА в World Athletics. Ждем от РУСАДА предложений об их представителях. Вопрос будет решен в рабочем порядке», - сказал Конокотин.
Даже сотрудники ВФЛА трактовали этот комментарий однозначно: до того момента, как РУСАДА номинирует в Комиссию двух представителей (вместо Гануса и заместителя генерального директора Маргариты Пахноцкой, написавшей заявление об увольнении по собственному желанию 27 августа) – заседаний не ожидается. Соответственно, не будет утверждён финальный вариант «Плана…». Соответственно, он не будет вовремя представлен в World Athletics. Соответственно…
Сейчас самое время вспомнить решение Совета World Athletics от 30 июля. Цитируем самое важное:
«…В свете письма, направленного… российским министром спорта… рекомендации Целевой группы были следующими:
- Рекомендовать Конгрессу принять решение о лишении членства ВФЛА в World Athletics в соответствии со статьей Устава 14.1 на том основании, что вопросы, побудившие Конгресс лишить членства ВФЛА в соответствии со статьей 13.7, не были удовлетворительно решены;
- Рекомендовать созвать специальное собрание Конгресса как можно скорее, чтобы Конгресс мог рассмотреть и проголосовать по предложению об исключении ВФЛА. В условиях продолжающейся и усугубляющейся пандемии это заседание специального Конгресса должно, по возможности, проводиться виртуально, во избежание задержек.
- В ожидании решения Конгресса механизм «Нейтральный спортсмен» не будет доступен российским спортсменам.
Это решение приостановлено, но вступит в силу немедленно и автоматически, если какое-либо из следующих условий не будет выполнено:
- Полная оплата по двум неоплаченным счетам ВФЛА, которые должны быть получены до или в конце рабочего дня в Монако 15 августа 2020 года.
- Комиссия по восстановлению ВФЛА должна представить проект «Плана…», упомянутый в третьем параграфе решения Совета от 12 марта 2020 года – подходящего объема и глубины, с графиком реализации и показателями прогресса – Целевой группе 31 августа 2020 года или ранее.
- Любые изменения к проекту плана должны быть одобрены Целевой группой 30 сентября 2020 года или ранее».
Из решения Совета World Athletics однозначно следует: если «План…» не будет представлен 31 августа, процесс исключения ВФЛА из World Athletics запустится – «немедленно и автоматически».
Надеяться на очередную отсрочку World Athletics – смешно. А аргументировать это переменами в РУСАДА и необходимостью доформировать состав комиссии – даже опасно. Учитывая, что отставку Гануса инициировал и провел Олимпийский комитет России, где генсек ВФЛА Андрей Конокотин занимает должность, ни много ни мало, директора по спорту.
Вариантов остаётся два. Первый: завтра, в течение одного дня, созвать заседание Комиссии по восстановлению, провести его, утвердить финальный вариант «Плана…» и отправить его в World Athletics. Второй: отправить в World Athletics некий вариант «Плана…», не авторизованный членами комиссии. Но это, хотя сейчас состав комиссии и выглядит абсолютно лоялистским и управляемым, может привести к непоправимым последствиям. В ВФЛА, надеюсь, помнят, что такое – поддельные документы.