Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое использование текста без предварительного согласия правообладателя.
Вашему вниманию предлагаем перевод второй части интервью с сессионным музыкантом Queen Спайком Эдни, которое было опубликовано в 2019 году в журнале Rolling Stone. Первую часть можно найти по ссылке. Приятного прочтения.
«Вашей главной задачей на концертах до сих пор остается воссоздание композиций Queen, которые бы звучали лучше их студийных версий. Все верно?
Да. С годами нам удалось значительно продвинуться в этом. Мы всегда добавляли какие-то новые элементы, благодаря которым песни каждый раз звучали по-новому. Я не знаю, задействовали ли моих предшественников на бэк-вокале, но, помню, что Джон почти никогда не пел, Брайан же подключался к этому только, когда был рядом с микрофоном (то есть примерно в половине случаев). На этом поприще больше всех трудился Роджер, который был основным бэк-вокалистом. Внезапно я оказался внутри этого организма, у которого теперь было уже три вокалиста, вместо двух с небольшим. Затем я начал работать над звуком с помощью устаревшего вокодера, который был особенно необходим во время исполнения "Radio Ga Ga". Вокодер наделяет ваш голос особенным эффектом, который обязательно должен звучать в определенной песне. Это добавляло в исполнение некую изюминку, но все равно очень жаль, что невозможно было исполнить те гармонии, которые так любила группа. Но теперь все изменилось, потому что на сцене у нас уже шесть вокалистов. Могу честно сказать, что пою хуже всех в группе.
Личность Фредди Меркьюри окружает множество мифов. Но существовала ли разница между его поведением на сцене и обычной жизнью?
Могу назвать людей, которые хорошо его знали – это парни из Queen, Мэри Остин и Джим Бич. Именно они были ближе всего к Фредди и находились рядом, когда он превращался из популярного певца в мегазвезду. Каким он был? Фредди был настоящей дивой. Он был очень забавным, но в то же время всегда оставался осторожным. Кроме того, Фредди был очень застенчив. Он давал волю своей внутренней рок-звезде на сцене, а за кулисами предпочитал вести спокойную жизнь. Это то, что я знал. К 1984 году он был настолько знаменит, что ему было очень трудно появляться на публике. Он вел замкнутую жизнь, и лишь немногим счастливцам удавалось стать её частью. Какое-то время меня приглашали к нему в дом на вечеринки. На гастролях, когда из-за преследований поклонников Фредди не мог выйти на улицу, мы поднимались к нему в номер, где играли в Trivial Pursuit (игру-викторину). Настоящий рок-н-ролл!
Он хорошо играл?
О, да. Он был очень хорош в настольных играх. Фредди обожал играть в Скрэббл, впрочем, как и Роджер Тейлор. Раньше они даже устраивали массовые соревнования по Скрэбблу. Роджер играет в него по сей день.
Когда вы впервые узнали о возможности выступить на Live Aid?
Когда я только начинал гастролировать с Queen, я временами продолжал играть вместе с группой Боба Гелдофа The Boomtown Rats. В конце европейской части тура The Works вышел сингл "Do They Know It’s Christmas?" супергруппы Band Aid. Он вышел в канун Рождества и почти сразу возглавил чарты. Затем я присоединился к Queen, с которой выступил на Rock in Rio. После этого был еще один перерыв, благодаря которому я совершил несколько набегов к The Boomtown Rats. Это происходило в марте или апреле 1985 года. Помню, что мы играли песню Band Aid каждый вечер.
Однажды, когда я сидел в автобусе, ко мне подошел Гелдоф, который сказал: «Я собираюсь организовать концерт, на который планирую пригласить три группы, например, Led Zeppelin». «Как это будет работать?» - спросил я. «Мы собираемся провести его в Лондоне и Америке», - невозмутимо отвечал он. Я возразил: «Это просто невозможно. Слишком грандиозно, чтобы все это собрать воедино». Гелдоф же настаивал, что это осуществимо. «Я хочу, чтобы ты от моего имени пригласил Queen», - добавил он. «Почему ты сам не обратишься к ним?» - удивился я. «Если я позвоню им, а они откажутся, это только разозлит меня».
Я все-таки поговорил с группой. Мы вылетели в Новую Зеландию на гастроли, и однажды за ужином я сказал: «Гелдоф просил меня узнать, интересует ли вас нелепое предложение играть на стадионе Уэмбли и в Америке одновременно». Кажется, Джон Дикон спросил: «Почему он сам не обратился к нам?» Я же ответил: «Он свяжется с группой, когда вы сообщите о вашем решении». Я нашел Гелдофа, после чего он позвонил Джиму "Майами" Бичу. Вот как все завертелось. Остальное вы знаете…
Расскажите о репетициях Live Aid. Как можно уместить двухчасовое шоу в 20-минутное выступление?
Сейчас вы думаете о шоу, как о чем-то важном, знаковом и грандиозном. В то время мы хорошо подходили друг другу и были готовы к любому выступлению. «Сколько у нас времени?» «Двадцать минут». «Что мы можем сделать за 20 минут?» У Queen всегда получалось делать хорошие попурри, так что было очевидно, что в этом случае мы вернемся к этой идее. Мы думали: «Какие хиты можно сыграть?» «Что понравится толпе?» Наверное, зрителям понравятся "Bohemian Rhapsody" и "Radio Gaga", потому что их хорошо встречали в туре. Тогда мы принялись обсуждать, в каком порядке должны идти выбранные песни. Но у нас не было какого-то плана. Просто здравый смысл.
В то день я не мог поверить, что большинство приглашенных групп не пошли по очевидному пути и не включили свои главные хиты в шоу. Я подумал: «Какая глупость». В наших действиях хотя бы была логика. Все остальные, казалось, упустили главное.
Это было похоже на что-то новаторское?
Нет. Это был всего лишь концерт. Но мы были им очень довольны. Мы закончили играть, когда на улице еще было светло– так непривычно для наших выступлений!
Как я уже говорил, мы неплохо подходили друг другу. В фильме ("Bohemian Rhapsody") говорится о том, что мы не выступали около двух лет, но это неправда. До Live Aid мы гастролировали примерно шесть месяцев, и у нас было еще много работы в студии.
Во время обсуждения предстоящего выступления на Live Aid мы говорили друг другу: «Хорошо, какая песня лучше окупится?» Первой мы решили пустить "Bohemian Rhapsody", после которой должна была идти "Radio Gaga". Единственной песней, которую мы сыграли целиком, стала "Hammer To Fall". Потом мы с Фредом сыграли "Crazy Little Thing Called Love" на рояле, но камеры не засняли это.
Думаете, люди до сих пор не верят, что вы были на этом концерте?
Да, это правда. Но есть крошечный момент, когда можно увидеть, как я направляюсь к роялю. На нем я играл во время "Crazy Little Thing Called Love", но ни одна камера не поймала меня. Почти та же история случилась с Роджером Тейлором. В концертное видео почти не вошли кадры с ним.
Каким был тур 1986 года?
Он был прямым продолжением Live Aid. Популярность группы доходила до невероятных пределов, но теперь мы могли сами планировать свое шоу (в отличие от фестиваля Гелдофа). Мы перешли от арен, на которых предпочитали играть во время тура 1984 года, к стадионам. Когда в продажу поступили билеты на Уэмбли, началась настоящая истерика. Их так быстро раскупили, что организаторы решили включить концерт в Небуорт-парке в конце тура. К сожалению, он стал последним для Фредди и последним настоящим выступлением Queen. И они его не снимали.
Как проходил этот концерт? Что вам больше всего запомнилось?
Скажу лишь, что стоит особняком. У всех было хорошее настроение, и парням так понравилось прилетать на вертолете, что после концерта они улетели на нем обратно. Я решил задержаться, потому что за кулисами было много хорошеньких топ-моделей, и у меня не было серьезных конкурентов. У меня даже остались фотографии. Потом я пошел домой. В то время я был холост, поэтому у меня не могли возникнуть проблемы с этим».
В следующей статье мы предложим вам перевод третьей части интервью со Спайком Эдни.