Найти тему
М. Неизвестный

Coron. Лучшее место на Филиппинах? Часть первая.

Давно хотел попутешествовать по другим островам Архипелага. Но всё как-то не получалось: то работа, то какие либо другие занятия. И вот, моя дорогая сделала мне подарок, видя, как я прозябаю в четырёх стенах в Кесон Сити. И подарок поистине царский: трип на Корон со всеми возможными «плюшками». Сразу решили разнообразить наше короткое (к сожалению — работа и у неё, и у меня) путешествие как можно сильнее. Потому взяли паром до Корон, обратный путь — самолёт: посмотрим, что и как.

-2

Паром оказался огромный, 2GO, грузопассажирский, рассчитанный на перевоз нескольких грузовиков. Пять или шесть палуб. Мы в этот раз решили шикануть немного и заселились в шестиместную каюту. В принципе, нормально. Нам понравилось: четвёртая палуба, огромные иллюминаторы — есть возможность полюбоваться. Жаль только, что паром мы выбрали ночной, так что смогли понаблюдать только закат в море. Что тоже, понятное дело — прекрасно. Ну и сэкономили целый день и так короткого отпуска.

-3
-4

Паром причалил к Корон рано утром (СОВСЕМ равно утром, что-то около шести утра). Поэтому у нас было достаточно времени на организацию досуга (в моих планах было обнырять местные wreck, коих здесь немало — шутка ли, целая японская эскадра на дне лежит).

Немного подробно об этой эскадре. Считается, что данное место лучшее в мире для аквалангистов, интересующихся дайвингом на затонувшие объекты. И причина тому — множество (около полутора десятков) кораблей различного назначения, состояния и размеров, покоящихся на морском дне. Причём — на относительно доступной глубине. Как они там оказались? Рассказываю, что почерпнул из интернета.

Атака американцев на японскую эскадру была ответом на налёт японцами на Пёрл-Харбор и захват ими же американских баз на островах Гуам и Уэйк.

Рано утром 24-го сентября 1944-го года более девяноста истребителей Gruman F6F и более двадцати палубных пикирующих бомбардировщика Curtiss SB2C сначала выследили, а затем атаковали 11 больших японских военных кораблей и кораблей снабжения, находящихся на якорной стоянке возле острова Бусуанг, на Северо-запад от Корон, примерно в 12 морских миль. До сих пор достоверно неизвестно, как американцы выследили японский флот, который специально передислоцировали из ставшей небезопасной стоянки в Субик Бэй… Ожесточённый бой, скорее бойня, продолжалась немногим более двадцати минут после чего вся экскдра пошла на дно...

Я практически сразу нашёл дайвцентр, который устроил меня по всем параметрам, включая цену. Хозяйка Кристи́н оказалась крайне душевной (а так же крайне высокоопытной в дайвинге) и мы договорились на завтра выйти на первые три рэка. Ну что ж, день потратили на ознакомление с городком, заселение в гостиницу и подготовку к завтрашнему дню.

Рано утром, собравшись, выдвинулись в сторону дайвцентра. Оттуда в бухту, где нас ждала лодка, до которой по причине сильного отлива пришлось добираться на вот такой вот.. щепочке)))

-5

Вот так это выглядит «обзорно»:

Погрузились — поехали. Акватория Корон удивила наикрасивейшими видами, гладкой, спокойной водой и бросающейся в глаза чистотой везде.

-6

Что в море, что на суше (что не так творится с нашим островом, дамы и господа?).

В первый день планировали погрузиться на три корабля. Первым был «Irako» (вообще за два дня погружался на шесть объектов: уже упомянутый «Irako», а так же «Kogyo Maru», «Akitsushima», «Kyokuzan Maru», «Olimpia Maru» и «Taie Maru».

У меня случился лёгкий сумбур, всё же слишком много разнообразнотиповых дайвов за одну сессию, мало чего запомнил (по особенностям). Но «Irako» и «Taie Maru» мне залегли в душу очень отчётливо.

Итак, «Irako»..

-7

Огромный, более ста сорока метров в длину, корабль. Выполнял обязанности корабля-камбуза (странная затея — выделять целый корабль для этого).

Схема расположения кораблей в бухте во время атаки
Схема расположения кораблей в бухте во время атаки
Примерное состояние и схема расположения на дне. Данные для погружения.
Примерное состояние и схема расположения на дне. Данные для погружения.

А пока — выдвигаемся. Времени в пути от бухты что-то около пятидесяти минут. Достаточное, что б привести снаряжение в порядок, собраться, всё проверить. У меня с собой была часть собственной экипировки: ласты, боты, буй, компьютер, фонарь, маска и стик. На будущее точно знаю, что стик для рэков нужен намного короче моего (кто меня знает, понимает, о чём я говорю), фонарей всё же минимум два. Причём основной желательно помощнее того, которым пользовался я (1’200 люмен). Ну и таки да — «крыло». Я не взял своё по причине возможного перегруза (обратно — на самолёте же летели), на месте срастить не смог (нашёл только бублики под спарку — моветон использовать с одним баллоном без бандажирования). Так же пожалел, что не взял свой новый технический компьютер А130. КРАЙНЕ бы он мне здесь пригодился На будущее — буду учитывать.

Итак, подошли, встали на буй. Место вообще ничем не примечательное: просто открытая вода внутри относительно большой бухты. «На нос встаём» — сказала Кристи́н. Я попросил её показать буй, принайтованный к корме рэка и обомлел: его было еле видно! Я переспросил: это точно такой размер корабля? «Да, почти 150 метров». Мать моя, это что же за монстр!? Нет, ну я видел схемы, прослушал брифинг.. но как-то в голове не было понимания истинного размера.

Нырнули. Видимость «не очень» (метров 10-15 максимум, местами ниже), но у меня ещё со Вьетнама достаточный опыт ныряния в «молоке». Верхушка корабля что-то около 20 метров, нижняя точка — более сорока. Договорились в дэку не лезть, минимальное число — две минуты (опережая события скажу, что в бездекомпресионном режиме практически невозможно пройти весь корабль из-за специфики профиля, но об этом — позже).

Прошлись немного вдоль корабля, зашли внутрь.. Ребята, это МАХИНА! Передать это словами.. может, кто-то и сможет, моего уровня эпистолярного жанра не хватает. Всё огромное, исполинское. Все детали, механизмы, как части катера Гулливера в стране лилипутов.. Всё сильно заросшее кораллом (снаружи) и наносами внутри, иногда до метра. Шутка ли, 75 лет эти исполины лежат на дне…

Много затычных мест, узких проходов. Перманентная нулевая видимость, темнота. Кристи́н — бог в этих рэках. Водила меня по самым (как потом оказалось) малодоступным местам.. и… плавучесть, плавучесть, ПЛАВУЧЕСТЬ! Моего уровня хватало на пределе, в нескольких местах чутка цеплялся снаряжением (в основном — длинными, не сильно приспособленными для рэков ластами). Ну и BCD «стандартного» жилетного типа не доставляло удобства тоже. В итоге эта дрянь меня и подвела.. итак, идём по рэку. По ощущениям — уже час. По компьютеру — 15 минут. Глубина 30-32 метра (плавный профиль, как на рифе, выдерживать не получается, «пила» присутствует из-за необходимости следовать маршруту в изломанных взрывами потрохах исполина). Множество непонятных гиганских объектов, то ли механизмов, то ли ещё чего, всё сдвинуто со своих мест, завалено, разрушено. Прошли огромную кухню, дальше — прачечная с котлами-ваннами размерами с небольшой прудик… НДЛ подходит, показываю Кристи́н «три минуты», та кивает головой. Идём дальше, входим в какой-то небольшой зал искарёженный, темно.. на миг теряю Кристи́н.. вожу узким лучём фонаря по бурым стенам. Вижу узкую щель внизу одной из стен, немного подсвеченную снаружи.. подхожу к ней. Щель явно меньше моего габарита: не пролезу! А Кристи́н уже на той стороне. Ну что ж, воздуха и НДЛ всё равно уже на обратный путь не хватит (да и не помню я весь маршрут!), надо лезть. Вот опять, было бы со мной моё крыло, просто снял бы его и протолкнул перед собой. Да и просто габарит крыла меньше, ничего на пузе не мешает.. а тут эта хрень с карманами… полез по-тихоньку, вентиль прошёл, продвигаюсь по миллиметру буквально.. и тут чувствую — этими гадскими карманами таки застрял. Помог стик: воткнул его перед собой и, покачиваясь, «вбирая живот», по-тихоньку продрался. В принципе, это как раз был конец маршрута. Отстояли остановку безопасности, поднялись на борт. И тут уже Кристи́н объяснила, что случилось: корабль обрушился. И если раньше, ещё полтора месяца назад, это было вполне проходимое отверстие (если посмотреть на схему — это отверстие от взрыва в самом низу кормы), то сейчас корабль «пошёл». И, возможно, мы были последние, кто прошёл этим маршрутом…

Скажу я вам, это был один из самых впечатлительных дайвов за весь мой опыт.. прошла неделя, а я всё ещё там, в этих тёмных коридорах, залах, наполненных мутной морской водой.. пробоины в стенах, искарёженные машины… и стараешься представить, что творилось на поверхности ясным погожим филиппинским днём тогда, в сентябре 1944-го года…

На самом выходе из корабля меня долбанула (сильно) небольшая медуза. И даже этот факт не омрачил тех эмоции, что я получил..

-10