Найти тему
Стив Май

ЕГЭ-2021. Информатика. Обзор

Оглавление

В этом году ЕГЭ претерпел огромное количество изменений по сравнению с прошлогодним. Я хочу отметить тенденции в ЕГЭ по информатике. Главная новость:

начиная с 2021 года ЕГЭ по информатике сдаётся с использованием компьютера.

Основные документы, на которых я основывался - кодификатор, спецификация и демоверсия. (качать здесь) Кроме того, использовал другие документы, опубликованные РОСОБРНАДЗОРОМ.

Фрагмент пояснительной записки к демоверсии КИМ ЕГЭ 20201 по информатике
Фрагмент пояснительной записки к демоверсии КИМ ЕГЭ 20201 по информатике

Небольшое разъяснение: компьютер теперь используется не для записи ответов, а для выполнения заданий, чего раньше глобально не было. Опробовали такую систему на ОГЭ по информатике - там уже несколько лет есть такие задания. Но в отличие от модели ЕГЭ 2021, девятиклассникам компьютер не был доступен всё время для работы.

В этом году в ЕГЭ 27 заданий, из которых 9 требуют работы на компьютере. Они не собраны в конце, а разбросаны по работе (9, 10, 16, 17, 18, 24, 25, 26, 27). Это не страшно, ибо логика сортировки такая: 1) по сложности, 2) по теме. А уж способ выполнения - по остаточному принципу.

Небольшой обзор нововведений по заданиям

Что касается обычной "бумажной" части заданий - тут практически нет изменений по сравнению с прошлым годом, и если я соберусь и в этом году выпущу новый разбор заданий, то часть просто возьму из старого. Разве что порядок поменялся, некоторые пропали, чтобы уступить место новым заданиям.

Мои постоянные читатели прекрасно знают, как я отношусь к заданиям в ЕГЭ - я считаю их в большинстве своём великолепными и местами даже идеальными. Но задания, для выполнения которых придётся воспользоваться компьютером - это просто шедевр (в хорошем смысле). Если не считать заданий высокого уровня сложности (последние 4 задания), то это ТЗ к примитивным жизненным задачам, которые требуют долгого ручного труда, но даже простенькая автоматизация на уровне скрипта на Питоне или формулы в Экселе сократит время работы на порядки! Поиск слова в файле, обработка больших объёмов числовых данных на уровне минимальное-среднее-максимальное, отбор по сложному условию, рекурсивный подсчёт, перебор вариантов.

Я иногда смотрю на людей, которые работают со списками. Да хотя бы в той же школе - вот сейчас, списки учеников. Трудно что ли сделать маленькую табличку в Экселе и сортировать как надо? Но нет, они тратят часы на прокрутку списков, на ручное перепечатывание в электронные дневники и так далее. И если кто не заметил ещё, то именно на оптимизацию таких вещей направлены задания в ЕГЭ, требующие компьютера.

Тенденции, ретроспектива

Если кинуть взгляд назад, то первые версии ЕГЭ по информатике были более теоретическими. Да, знать алгебру логики, системы счисления, теорию графов и прочее - это очень важно программисту, если он хочет вырваться за пределы типовых python-скриптов. Но зная всё это, надо ещё уметь применить к реальной машине. Нужна практика. Знающие люди понимают, насколько большой шаг от основ реляционной алгебры к OracleDB! Введение практико-ориентированных заданий способствует этому переходу ещё в стенах школы, что не может не радовать. И в то же время исчезают задания, имеющие чисто академический интерес. Например, пресловутое 23 задание (система логических уравнений) теперь потеряло смысл. Теперь это всего лишь задача для скрипта.

Честно говоря, я даже слегка удивлён, что остались задания на ручной анализ алгоритма. Например, 22е, в котором надо определить входные данные по заданному результату. Ведь владея принципом подбора и языком программирования на начальном уровне, можно слегка модифицировать алгоритм, чтобы это задание решала машина. Что проще успеть за 7 минут: выполнить перебор вручную или заставить это делать компьютер? Думаю, в будущем, эти задания изменятся, и для выполнения будет требоваться IDE - среда разработки с отладчиком.

Кстати, задания на исполнение готового алгоритма исчезли совсем, что совершенно логично: зачем же проверять, как ребёнок копипастит текст задания в среду программирования?

Безусловно, возможность использовать компьютер для написания и отладки программ из 27 задания даёт огромные преимущества, позволяет вводить несколько более простых заданий на изобретение алгоритма. Одновременно усиливаются и требования. Если раньше написанную учеником программу проверял человек, которому велено было игнорировать ошибки синтаксиса (например, можно было забывать знак "." в конце программы на паскале), то теперь программу будет проверять автоматизированная система, которая выдаст 0 баллов, если абсолютно верная программа не скомпиллируется из-за такой мелочи, как "void main()".

Конечно, и мы все, и авторы ЕГЭ, понимаем, что работа программиста - это работа с ручкой и бумажкой, а не с компьютером. Задания на анализ ситуации из экзамена никуда не делись, так сдающие продолжат считать пути по графам, анализировать таблицы истинности, прикидывать объём памяти, играть в игры и т.д., как и в первых версиях тестов. Эти задания лишь слегка модифицировались, чтобы усложнить их решение с помощью стандартных машинных средств.

Заключение

ЕГЭ всё ближе к проверке на гражданина и просто хорошего человека, который и предков своих чтит, и в будущее смотрит с надеждой.

Задания год от года становятся гибче и разнообразнее. Теперь это уже не сухой тест, в котором надо было "угадывать", а мощный инструмент оценки личности. В конце концов,

machines should work; people should think.

И вот этот think и проверит ЕГЭ по информатике.

Хотя, и улучшить есть куда.