Найти в Дзене

Академик РАН Х.П. Тахчиди об академике РАМН С.Н. Фёдорове. Великие о великих-7

Воспоминания выдающихся учёных-клиницистов нашего времени о своих учителях

Отечественная медицина, среди всего прочего, славна своей преемственностью. Однако, несмотря на наличие в каждом без исключения медицинском вузе нашей страны кафедры истории медицины, современные доктора мало что знают о корифеях врачебного дела – тех, благодаря кому в той или иной степени они получают образование, а также имеют возможность пользоваться различными методами диагностики и лечения заболеваний. Иными словами – профессия теряет своё благородство и интеллигентность, в то время как общеизвестно, что испокон веков в нашей стране врач, наряду с квалификацией, обладал глубокой культурой и общей эрудицией.

К счастью, у нас есть отдельно взятые представители медицинской общественности, которые пытаются возродить эту связь поколений в клиническом мире, удивительным образом сочетая в себе как высочайшую общую культуру и профессионализм ушедшей плеяды докторов, так и нетривиальный подход к одной из наиболее консервативных специальностей, адаптированный к нынешней реальности.

В своё время мне довелось беседовать со многими выдающимися учёными-клиницистами нашего времени, которых, среди прочего, я просил рассказать о своих учителях.

Академик РАН Х.П. Тахчиди об академике РАМН С.Н. Фёдорове:

«Знакомство с Фёдоровым – подарок судьбы. Первый раз я увидел его на Всесоюзном съезде, собравшей мэтров отечественной офтальмологии: Ярошевского, Краснова, Нестерова… На их фоне Святослав Николаевич был новым человеком. Его новаторские идеи воспринимались в штыки. После блестящего выступления, он был беспощадно раскритикован «классиками» специальности. Ораторы, выступавшие против Фёдорова, убедили меня только в одном: нужно побывать в «Фёдоровской» клинике.

Год спустя я там оказался. Происходящее в центре меня поразило: в течение 2 недель я буквально не выходил из операционной, впитывая уникальные по тем временам методики лечения. Не вызывало сомнений, что происходящее в клинике Фёдорова – завтрашний день мировой офтальмологии. Я немедленно стал применять всё это у себя на Урале.

Святослав Николаевич обладал неземным магнетизмом, его энергетика заражала. Но самое главное – он болел своим делом: вникал в мельчайшие детали, моментально улавливал все современные тенденции: его профессиональная интуиция не имела границ. Именно Фёдоров является одним из основоположников современной офтальмологии: он убеждал мировое сообщество офтальмологов на переход к микрохирургии.

Помимо профессионализма я научился у шефа «конструктивной фантазии» – мыслить «галактическими» (т.е. очень масштабными) категориями, не ограничивая себя привычными рамками. Святослав Николаевич дал мне импульс к масштабному мышлению – это иная культура. Человек должен мечтать. Без мечты человек не будет развиваться.

Память о Святославе Николаевиче нам удалось сохранить. В период моего руководства во всех 12 городах, где расположены наши структуры, были поставлены памятники, барельефы, в кабинете Фёдорова в Москве мной был создан мемориальный кабинет-музей, ежегодно проводятся Фёдоровские чтения...»