Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Как распалась Югославия: воспоминания ведущего НТВ

20 лет назад на Балканах рухнул режим Милошевича, который долгие годы управлял социалистической Югославией. На выборах в 2000 году Милошевич потерпел поражение, оппозиция вывела на улицы сотни тысяч людей - и в конечном итоге он был вынужден объявить о своем уходе.

Новым президентом по итогам выборов был объявлен один из лидеров оппозиции Воислав Коштуница. Многие в Белграде, впрочем, вскоре стали утверждать, что Коштуница не намного лучше свергнутого президента.

Я работал тогда ведущим новостей на НТВ и помню, как на кадрах из Белграда нас удивили экзотические группы демонстрантов - они размахивали черными флагами, на которых были изображены череп и кости - и надпись “свобода или смерть”.

Фото с сайта:  topwar.ru
Фото с сайта: topwar.ru

От наших корреспондентов в Сербии мы узнали, что это было движение сербских националистов - и что оно поддержало на выборах как раз Коштуницу.

К этому моменту сербы уже ушли из Косова, там были размещены международные миротворческие силы – и вот это движение выступало за возвращение Косова любой ценой. Сам Коштуница черным флагом не размахивал - но когда он уже стал президентом, многие газеты обошла фотография, на которой он позировал с автоматом Калашникова в руках в окружении сербского спецназа.

Неудивительно, что многие тогда в Белграде говорили, что пока неясно, какие тенденции будут определять политику нового президента и политику Белого двора – так в Югославии называли дом правительства. Но Коштуница постепенно перестал делать воинственные жесты – и стал говорить, что Косово надо возвращать, но мирным путем.

В 2003 году после окончательного распада Югославии, когда от Сербии отделилась и Черногория, Коштуница стал руководителем Сербии – но через несколько лет его отстранили от власти уже другие политики.

В Сербии возникло два основных политических блока. Один блок - прозападных партий, сторонников сближения с Европейским союзом - возглавил Борис Тадич. Блок стал выступать под лозунгом – “Живела Сербия радосна и одважна” (Да здравствует Сербия радостная и доблестная).

Во второй блок вошли националисты, антизападники – их возглавил Томислав Николич. А Коштуница постепенно сильно растерял своих сторонников, и его партию в Белграде даже прозвали “комби-партия”.

Помню, поначалу мы в редакции не могли понять смысл названия. Пришлось опять наводить справки у наших корреспондентов в Белграде. Оказывается, в таком названии был намек на то, что все однопартийцы Коштуницы вполне могут уместиться в мини-автобусе “комби”.

Сейчас Коштунице уже 74 года, и он давно отошел от дел. А вот Тадич и Николич после Коштуницы как раз и правили в Сербии, сменяя друг друга на посту президента. Порой это сопровождалось новыми демонстрациями, и одним из главных мест политической активности традиционно был Пионерский садик в Белграде. Так еще при Тито назвали парк перед зданием федерального парламента.

В самом парламенте можно было наблюдать пеструю смесь демократов и националистов – а порой и совсем уж удивительные вещи. Например, после свержения Милошевича его все равно избрали в парламент. Еще одним членом парламента избрали и крайнего националиста Воислава Шешеля. Но пикантность ситуации заключалась в том, что при этом оба они уже находились в тюрьме Международного трибунала в Гааге по военным преступлениям на Балканах.

Милошевич был выдан трибуналу через несколько месяцев после того, как лишился поста президента. Его обвинили в причастности к убийствам мирных жителей в 90-х годах, в период гражданской войны в Югославии.

Фото с сайта: izdanie.info
Фото с сайта: izdanie.info

Он отказался признать свою вину, и на заседаниях говорил, что оборонял свой народ от террористов - и заявлял, что не признает суд в Гааге.

Но мы тогда в новостях, пожалуй, больше даже рассказывали не о политических заявлениях Милошевича, а о том, как он жил в тюрьме - уж больно это было необычным по сравнению с тем, как мы привыкли представлять себе быт заключенных. В ожидании начала процесса Милошевич в тюрьме читал Хемингуэя, слушал передачи Би-би-си на английском языке и играл в карты с другими заключенными.

Режим в тюрьме был достаточно свободный. Заключенных запирали в камерах только на ночь, а днем они гуляли по всему этажу, где была комната отдыха, кухня и магазин. Ежедневно каждому выдавали четыре доллара на еду и сигареты. Можно было заработать еще, если убирать на этаже – но от этого Милошевич отказался.

Нарушителей режима на время лишали прогулок по этажу – но Милошевича это ни разу не коснулась: тюремщики называли его образцовым заключенным. Ему даже сделали послабление. По правилам, в камерах было установлено круглосуточное наблюдение, но Милошевич попросил на ночь выключать свет, и тюремное начальство согласилась ночью вести наблюдение с помощью инфракрасный камеры.

Но судьба определила так, что до процесса Милошевич не дожил. В марте 2006 года он умер в тюрьме от инфаркта миокарда.