Найти тему
Николай Кулаков

Фехтование пикой и саблей в русской кавалерии

В полках русской кавалерии обучали мастерски владеть пикой и саблей. причем не только легкую  конницу, но и тяжелую -- кирасир и драгун.  При Николае Первом  драгунам предписывалось  иметь в конном строю пики, чтобы они могли атаковать неприятеля на манер улан. Традиция применения пик в конной атаке  держалась очень долго, вплоть до первой мировой войны. Хотя  кавалеристы-практики неоднократно указывали на то, что  пика в век пулеметов и тяжелой артиллерии становится анахронизмом, лишней обузой для кавалериста, вынужденного нередко спешиваться для ведения перестрелки.

В 1861 году военные теоретики в русской армии решили объединить правила применения пики и сабли в коннице. Появилась брошюра с многообещающим названием  «Правила для обучения фехтованию в кавалерии», изданная в Петербурге. В ней, обобщая опыт более ранних подобных руководств, обобщался опыт ведения рукопашного боя в конном строю, давался ряд рекомендаций -- на что обращать обучение новобранцев.

Уверенное владение саблей предполагало изучение главных приемов. Молодой кавалерист  после приучения держаться в седле должен был стремительно и четко выполнять команды, рубя налево и направо вполоборота,  вращая саблю над головой, отбивая нападение пехотинца со штыком. Важно было также научиться уклоняться от вражеского удара, прикрываться саблей в схватке. Обращалось внимание на необходимость защиты поводьев -- в бою нередко перерубали повод, чтобы лишить противника возможности управления конем.

-2

Приемам обращения с пикой   обучали после  уверенного владения саблей или палашом. Кавалерист должен был правильно удерживать пику в поднятом и опущенном положениях на рысях и на галопе. Предписывалось  тупой конец пики держать слегка поднятым, когда пика берется наизготовку по команде "Пики к атаке!". Локоть требовалось прижимать плотно к корпусу, чтобы не  выронить громоздкое и  неудобное для новичков оружие.  В опытных руках пика представляла грозное оружие, которое помогало достать  противника на  почтительном расстоянии.  Вольтижировка с пикой являла верх искусство пикинера.

 Фланкировка пикой представляла собой серию уколов и отбивочных ударов. Совершали уколы по шести направлениям: прямо, направо, налево, вполоборота направо и налево и назад. При совершении ударов и отбивов всадник обязывался поворачиваться в седле всем корпусом, напирая ногой на стремя. Рекомендовалось при обучении следить за тем, чтобы новобранцы обязательно  имели при саблях и пиках темляки, которые позволяли не выронить оружие. Это повышало  безопасность не только на учениях, но и в будущем бою.

В конном строю вначале все фехтовальные приемы проделывались людьми на месте, а затем на различных аллюрах: на шагу, рыси и на карьере (смотря по успехам бойцов в фехтовании). В руководстве по применению пики давались советы, как вести себя  гусару или уланы при схватке с кирасиром, облаченном в стальной доспех. Указывалось, что колоть в кирасу бессмысленно. Главный удар следовало направлять (саблей или пикой) по каске кирасира.

Для точного попадания пикой или саблей по цели атаки применялась целая система тренировки. на скаку учились рубить и колоть шар, выставленный на палке. Изготавливали такую мишень из холстины, набивая соломой или паклей. К шару подсоединялся прут, который представлял оружие врага. Прут мог свободно двигаться вверх и в стороны. Весьма полезно, говорилось в руководствах,  заставлять людей, находящихся при цели, для поднятия шара, производить холостой выстрел в то время, когда к цели подъезжают всадники.

-3

Рубка глиняного чучела

В наставлении для обучения кавалерии 1912 года отмечалось, что совершенствовать навыки владения холодным оружием  нужно было каждый день. Причем главное внимание придавать рубке чучел из соломы и глины. Столбы из влажной глины молодые солдаты должны были уверенно рубить после трех месяцев обучения фехтованию.  Для увеличения силы удара тренировали силу кисти и руки гимнастическими упражнениями с отягощениями.

Приемы практического фехтования оттачивались в вольных боях, которые представляли собой  парные поединки всадников. Упражняющиеся солдаты выстраивались в две шеренги лицом к лицу.  Противники постоянно менялись, а командиры время от времени приказывали менять аллюры движения лошадей. Это делалось для того, чтобы всадник мог  быстро применяться к манере ведения рукопашного боя в конном строю разными людьми. Такие вольные бои проводили не только в  составе одного взвода, но также в эскадронах и сотнях.

Для начала рукопашный бой солдаты вели  только с саблями или пиками, по мере натренированности  оружие в шеренгах могло быть разнообразным. Пикинер мог сражаться против сабли или палаша, отражать атаки пехотинца с ружьем и штыком.