В полках русской кавалерии обучали мастерски владеть пикой и саблей. причем не только легкую конницу, но и тяжелую -- кирасир и драгун. При Николае Первом драгунам предписывалось иметь в конном строю пики, чтобы они могли атаковать неприятеля на манер улан. Традиция применения пик в конной атаке держалась очень долго, вплоть до первой мировой войны. Хотя кавалеристы-практики неоднократно указывали на то, что пика в век пулеметов и тяжелой артиллерии становится анахронизмом, лишней обузой для кавалериста, вынужденного нередко спешиваться для ведения перестрелки.
В 1861 году военные теоретики в русской армии решили объединить правила применения пики и сабли в коннице. Появилась брошюра с многообещающим названием «Правила для обучения фехтованию в кавалерии», изданная в Петербурге. В ней, обобщая опыт более ранних подобных руководств, обобщался опыт ведения рукопашного боя в конном строю, давался ряд рекомендаций -- на что обращать обучение новобранцев.
Уверенное владение саблей предполагало изучение главных приемов. Молодой кавалерист после приучения держаться в седле должен был стремительно и четко выполнять команды, рубя налево и направо вполоборота, вращая саблю над головой, отбивая нападение пехотинца со штыком. Важно было также научиться уклоняться от вражеского удара, прикрываться саблей в схватке. Обращалось внимание на необходимость защиты поводьев -- в бою нередко перерубали повод, чтобы лишить противника возможности управления конем.
Приемам обращения с пикой обучали после уверенного владения саблей или палашом. Кавалерист должен был правильно удерживать пику в поднятом и опущенном положениях на рысях и на галопе. Предписывалось тупой конец пики держать слегка поднятым, когда пика берется наизготовку по команде "Пики к атаке!". Локоть требовалось прижимать плотно к корпусу, чтобы не выронить громоздкое и неудобное для новичков оружие. В опытных руках пика представляла грозное оружие, которое помогало достать противника на почтительном расстоянии. Вольтижировка с пикой являла верх искусство пикинера.
Фланкировка пикой представляла собой серию уколов и отбивочных ударов. Совершали уколы по шести направлениям: прямо, направо, налево, вполоборота направо и налево и назад. При совершении ударов и отбивов всадник обязывался поворачиваться в седле всем корпусом, напирая ногой на стремя. Рекомендовалось при обучении следить за тем, чтобы новобранцы обязательно имели при саблях и пиках темляки, которые позволяли не выронить оружие. Это повышало безопасность не только на учениях, но и в будущем бою.
В конном строю вначале все фехтовальные приемы проделывались людьми на месте, а затем на различных аллюрах: на шагу, рыси и на карьере (смотря по успехам бойцов в фехтовании). В руководстве по применению пики давались советы, как вести себя гусару или уланы при схватке с кирасиром, облаченном в стальной доспех. Указывалось, что колоть в кирасу бессмысленно. Главный удар следовало направлять (саблей или пикой) по каске кирасира.
Для точного попадания пикой или саблей по цели атаки применялась целая система тренировки. на скаку учились рубить и колоть шар, выставленный на палке. Изготавливали такую мишень из холстины, набивая соломой или паклей. К шару подсоединялся прут, который представлял оружие врага. Прут мог свободно двигаться вверх и в стороны. Весьма полезно, говорилось в руководствах, заставлять людей, находящихся при цели, для поднятия шара, производить холостой выстрел в то время, когда к цели подъезжают всадники.
Рубка глиняного чучела
В наставлении для обучения кавалерии 1912 года отмечалось, что совершенствовать навыки владения холодным оружием нужно было каждый день. Причем главное внимание придавать рубке чучел из соломы и глины. Столбы из влажной глины молодые солдаты должны были уверенно рубить после трех месяцев обучения фехтованию. Для увеличения силы удара тренировали силу кисти и руки гимнастическими упражнениями с отягощениями.
Приемы практического фехтования оттачивались в вольных боях, которые представляли собой парные поединки всадников. Упражняющиеся солдаты выстраивались в две шеренги лицом к лицу. Противники постоянно менялись, а командиры время от времени приказывали менять аллюры движения лошадей. Это делалось для того, чтобы всадник мог быстро применяться к манере ведения рукопашного боя в конном строю разными людьми. Такие вольные бои проводили не только в составе одного взвода, но также в эскадронах и сотнях.
Для начала рукопашный бой солдаты вели только с саблями или пиками, по мере натренированности оружие в шеренгах могло быть разнообразным. Пикинер мог сражаться против сабли или палаша, отражать атаки пехотинца с ружьем и штыком.