Найти в Дзене
НЕ новая сборка

«Бегство к свободе». Как уезжали советские хоккеисты. Часть 1-я

В конце 80х под влиянием «перемен» в обществе, усилилось противостояние ведущих советских хоккеистов и «системы» олицетворением которой был Виктор Тихонов.

Все мы хорошо помним конфликт Вячеслава Фетисова с тренером и руководством ЦСКА из-за желания уехать играть в НХЛ. И примечателен даже не сам конфликт, а его форма. Появления Фетисова на базе ЦСКА, швыряние хоккейной амуниции со словами что «Я не буду играть в команде Тихонова» … Месяцы как потом окрестили либералы - «борьбы с системой».

Все это сопровождалось одобрительным гулом общественности, которая в то же время «развенчивала» Сталина, читала Солженицына и Резуна. И одновременно в печати начали появляться творения некоторых хоккеистов при активной поддержке либералов вроде главреда «Огонька» Виталия Каротича, с подачи которого выдал «разоблачительное» письмо своему тренеру Игорь Ларионов. Были и другие, в том числе от жен хоккеистов. Но это было самое яркое.

Конфликт Фетисова и Тихонова весной 1989 года, едва не привел к тому, что защитник оказался вне сборной страны, которая готовилась к чемпионату мира в Стокгольме. Тренер, посчитавший поведение защитника и капитана команды предательством, был против его участия в чемпионате. Товарищи по команде поддержали Фетисова. Все, кроме Алексея Касатонова, его многолетнего друга, который посчитал недостойным пойти против своего учителя – Виктора Тихонова.

А когда-то друзья - Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов
А когда-то друзья - Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов

Апофеозом стало появление Игоря Ларионова, Владимира Крутова и Сергея Макарова в программе «Взгляд», где хоккеисты заявили, что без Фетисова участвовать в чемпионате мира отказываются.

К чему это спросите? Да к тому, что уже тогда четко стало вырисовываться ситуация, в которой спортсмены ставят личные интересы выше интересов страны. Предвижу недовольные замечания, мол и страна-то не очень лелеяла своих героев. Может быть. Но то, что спортсмены всегда жили гораздо лучше остальных людей, думаю ни у кого сомнений не вызывает.

А тут, хоккеисты четко обозначили свою позицию, что страна и люди, которые переживают за сборную, их особо не интересуют. К тому же очень многие из болельщиков поддерживали. Время было такое. Люди привыкли к победам сборной СССР. Им нужны были новые эмоции.

Появилась масса сочувствующих, которые утверждали, что отъезд наших за океан не помешает, а скорее поднимет силу сборной. Хоккеисты в НХЛ выйдут на новый уровень, научаться заокеанским премудростям, и сборная станет ещё сильнее. Приезжают же шведы и финны на чемпионат мира, а класс этих команд в последние годы заметно усилился. Они преодолели кризис начала 80х, который случился из-за отъезда лучших игроков за океан, и теперь у них все хорошо.

Вячеслава Фетисова игроки отстояли. Он принял участие в чемпионате мира, а наша команда одержала уверенную победу. Но все запомнили не её, а бегство после завершения турнира хоккеиста сборной Александра Могильного. Предварительно всё спланировавший, при поддержке агентов из НХЛ, хоккеист отправился за океан чтобы выступать за команду «Баффало Сейбрз».

Друзья  чемпионы - Александр Могильный и Сергей Федоров. Через несколько часов Александр покинет отель где базировалась наша сборная...
Друзья чемпионы - Александр Могильный и Сергей Федоров. Через несколько часов Александр покинет отель где базировалась наша сборная...

Какой этот побег вызвал резонанс можно даже не описывать. Молодой, перспективный хоккеист. Военнослужащий Советской армии. Получается это не просто побег, а ещё и дезертирство. И как это скажется на «борьбе за свободу» ведущих игроков во главе с Вячеславом Фетисовым?

Чем все закончилось мы помним. Стремление к свободе победило. Летом 1989 года, хоккеисты легендарной первой пятерки подписали контракты с клубами НХЛ. Вячеслав Фетисов и паровозом примкнувший к нему в последний момент Сергей Стариков, подписали контракты с клубом «Нью-Джерси Девилз». Игорь Ларионов и Владимир Крутов с канадским клубом «Ванкувер Кэнакс». Сергей Макаров с обладателем Кубка Стэнли клубом «Калгари Флеймз», за который уже выступал отправившийся по профсоюзной линии Сергей Пряхин. Всё хорошо!

Вячеслав Фетисов, Ладлена Фетисова, Ирина Старикова и Сергей Стариков во время презентации наших хоккеистов в клубе "Нью-Джерси Дэвилз"...
Вячеслав Фетисов, Ладлена Фетисова, Ирина Старикова и Сергей Стариков во время презентации наших хоккеистов в клубе "Нью-Джерси Дэвилз"...

Первый сезон на профессиональных ледовых полях Северной Америки был для наших звезд непростым. Не все здешние аборигены приняли их с распростертыми объятиями. Для многих они являлись коммунистами, а также теми, кто приехал забрать у них рабочие места. Многие помнили те «трепки», которые задавали им наши игроки в международных матчах. Были конфликты и в раздевалке, и на льду.

Многие североамериканцы старались зацепить русских игроков, спровоцировать на драку, в которых наши были не особо сильны. Особенно запомнилось «противостояние» Вячеслава Фетисова и Уэнделла Кларка, в котором канадец несколько раз буквально избивал нашего хоккеиста.

Несмотря на это играли наши хорошо, результативно. Не заладилось только у Владимира Крутова, который ввиду лишнего веса и в связи с этим пристрастного отношения к нему тренерского штаба все чаще оказывался на скамейке запасных. Кончилось все тем, что руководство поставило перед Владимиром ультиматум – привести форму в соответствие. Условие это Крутов не выполнил, посчитав не корректным и покинул клуб, а заодно и НХЛ. Его многолетний партнер по первой пятерке Игорь Ларионов товарища не выручил. За океаном каждый за себя.

Владимир Крутов и Игроь Ларионов. Начиналось все очень перспективно...
Владимир Крутов и Игроь Ларионов. Начиналось все очень перспективно...

Мы забыли про Алексея Касатонова, который не поддержал своих товарищей и не пошел против тренера. Так вот он тоже спустя полгода отправился в НХЛ, в тот же клуб что и Фетисов – «Нью-Джерси Девилз», чем в свою очередь «помог» оказаться лишним, Сергею Старикову.

Достаточно неплохо провел дебютный сезон и «главный беглец» Александр Могильный. Ему, как молодому адаптироваться в новых реалиях было проще. Если не принимать во внимание его нарастающую паранойю по поводу вездесущих агентов КГБ, которые непременно должны отомстить хоккеисту за его побег. На этой почве у Александра развилась аэрофобия. Самолет, на котором он летит непременно должны были взорвать…

Наш же хоккей, пошатнувшийся от этого удара, продолжил свой путь. Базовая команда сборной ЦСКА потеряв несколько ведущих игроков, впервые за десяток с лишним лет уступила звание чемпионов московскому Динамо. Но Виктор Тихонов был спокоен. По крайней мере по виду. Его программа и масса молодых перспективных хоккеистов должны были помочь выйти из кризиса.

К чемпионату мира тренер собрал вполне боеспособный состав, который усилили выбывшие из кубка Стэнли Сергей Макаров, Сергей Пряхин и Вячеслав Фетисов.

Чемпионат мира наша сборная выиграла, подтвердив роль флагмана мирового хоккея. Но сюрпризы только начинались.

Впереди был сезон 1990-91. А перед стартом нашей сборной предстояло выступление на хоккейном турнире Игр Доброй воли в Сиэтле...

продолжение следует...