Кинематограф - вещь универсальная. И, если задуматься, то не бывает "старых" и "новых" фильмов. Бывают только "плохие", "хорошие" и те, которые можно пересматривать бесконечно. Потому что настоящее искусство остается вне временных и пространственных рамок. Да и вообще, время - вещь относительная, а вот гениальность - абсолютная. И, если кому-то удается снять по-настоящему хороший фильм, то нет никакой разницы, в каком году это произошло: 1920, 1980 или 2020. Ты просто садишься в кресло, устраиваешься поудобнее и наслаждаешься.
Жан-Жак Анно - знаменитый французский режиссер, отхвативший в 1977 году "Оскар" за картину "Черные и белые в цвете". А через четыре года Анно решил экранизировать знаменитый роман "Борьба за огонь" своего соотечественника Жозефа Рони-старшего. Книга была написана в 1909 году и стала популярной во многих странах, включая Советский Союз. Однако, сценарий фильма получился не совсем точным и лишь в общих чертах использовал детали романа. Но зато Анно сумел привнести в историю нечто новое.
На главную роль был приглашен молодой американец Эверет МакГилл, позже прославившийся на весь мир ролью в сериале "Твин Пикс". Компанию ему составила начинающая актриса Рей Дон Чонг, которая через несколько лет будет помогать Арнольду Шварценеггеру в культовом боевике "Коммандос". Кроме того, фильм Анно дал старт великолепной карьере Рона Перлмана, впоследствии ставшего еще одной голливудской звездой. Вот это ансамбль! Великолепную музыку написал композитор Филипп Сард, а съемки проходили в национальных парках Канады, Кении и Шотландии.
Эпоха палеолита, примерно 80000 лет до нашей эры. Племя неандертальцев Улам ютится в пещере, сутками напролет присматривая за главным сокровищем: бесценным огнем, дарующим жизнь и тепло. Но однажды на уламов нападают враждебно настроенные питекантропы и выгоняют бедолаг в болото, где половина племени гибнет, а очаг гаснет. Катастрофа неизбежна: без огня оставшиеся в живых уламы долго не протянут. И тогда старейшина отправляет трех смельчаков - Нао (МакГилл), Амукара (Перлман) и Гава на поиски очага в далекие края.
По пути друзей ждут самые разные опасности: саблезубые львы, мамонты, кровожадные людоеды. Из лап последних они освобождают кроманьонскую девушку Ику (Рей Дон Чонг), ставшую подругой Нао. А дальше будут новые приключения и сражения с различными племенами, дружба, предательство, и, наконец, возвращение домой в новом статусе.
Так что же такого особенно в картине "Битва за огонь" (она же "Борьба за огонь" - " La guerre du feu")? Прежде всего, это невероятно атмосферное, бескомпромиссное полотно, подробно описывающее жизнь первобытных людей. Понятно, что здесь не обошлось без исторических неточностей, ведь сам роман вышел еще в начале XX века, а научные знания с тех пор изменились. Да и художественные допущения режиссера и сценариста порой вызывают удивление по поводу логичности происходящего. Но все это меркнет перед истинным символизмом происходящего, наполненным глубиной и философскими смыслами.
"Битва за огонь" - это услада для глаз. Эстетическая сторона картина не вызывает никаких нареканий. Невероятно красивые натурные съемки и гениальная работа гримеров и художников-постановщиков поражают воображение. Отдельно стоит отметить и работу с животными в кадре. Сцены со львами и как будто ожившими мамонтами - высший пилотаж. Кстати, в итоге фильм получил "Оскар" в номинации "Лучший грим", что совсем неудивительно. Здесь есть на что посмотреть.
Надо сказать, что "Битва за огонь" также отличается неприкрытой жестокостью. Разного рода насилие сквозит здесь отовсюду и является неотъемлемым атрибутом повествования. Именно через него и показано духовное перерождение главных героев от "бойцов" к "творцам".
Трансформация персонажей является, более чем, наглядной благодаря убедительной актерской игре. Все главные роли исполнены блестяще и без единого членораздельного слова! Герои общаются на выдуманных "первобытных" языках, которые специально для фильма изобрел автор "Заводного апельсина" Энтони Берджесс. И смотрится это потрясающе.
"Битва за огонь" - это фильм на любой случай, ибо речь в нем идет о базовых вещах, которые всегда будут актуальны. И во времена палеолита, и в эпоху гаджетов и широкополосного Интернета. Потому что настоящее искусство остается вне временных и пространственных рамок.
А тем, кто еще не читал роман "Борьба за огонь", но хочет это сделать, стоит заглянуть в книжный магазин прежде, чем смотреть знаменитый фильм Жана-Жака Анно.
Оценка CinemaTravel: 8/10
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
Новая биографическая драма о великих ученых с душераздирающей концовкой про Чернобыль и Хиросиму
Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного!
#фильмы #кино #актеры #голливуд #боевики