Поль Сезанн был сложным человеком и стал сложным художником. Пока импрессионисты писали легкие, жизнерадостные и светлые картины он стремился к фундаментальности и исследованию формы.
Только в самом конце жизни его начали признавать, считать новатором, восхищаться. После смерти объявили отцом современного искусства, вдохновителем кубизма и самой значимой фигурой постимпрессионизма.
Но все эти регалии и громкие фразы не могут объяснить обычному человеку сути искусства Сезанна. И почему на его портретах у всех одинаковые, безразличные и отстраненные лица. Я постараюсь, но чтобы понять причину придется прочитать статью до конца.
Придется пройти вместе с художником весь его путь.
Сезанн и натюрморт
Я уверена, что если попросить вас быстро сказать какую ассоциацию вызывает Сезанн, то большинство скажет-яблоки.
И это правда! Яблок и прочих фруктов и овощей Сезанн написал за свою жизнь великое множество.
Более того, именно благодаря Сезанну, само понятие "натюрморт" стало самостоятельным сюжетом для картин, достойных занимать почетное место в собраниях коллекционеров и музеев.
Вообще, натюрморт очень молодой сюжет для живописи, как и детский портрет(к слову). Впервые им серьезно заинтересовались голландцы в 17 веке, но тогда широкой популярности он не получил. До этого натюрморт изображали исключительно со вспомогательной точки зрения, как дополнение к портрету или жанровому сюжету.
Глядя на натюрморты Сезанна невозможно отделаться от мысли, что "что-то не так". Всему виной манера художника изображать предметы с разных точек зрения и обратная перспектива.
Например, кувшин мы видим как будто сбоку и сверху одновременно, тарелку с персиками-сверху, а вот стол-сбоку.
Это было связано не с тем, что он не умел рисовать, как многим может показаться, а с желанием Сезанна уйти от изобразительности и показать предметы такими, какие они есть.
Чтобы иметь возможность посмотреть на предметы с разных ракурсов он все время передвигался по комнате, вставал на стремянку, подкладывал под фрукты монетки.
Он будто бы делает своеобразную "разверстку" предметов в пространстве. Почему эта идея в итоге станет основополагающим в художественном направлении "кубизм" я расскажу ниже.
Сезанн и кубизм
На первый взгляд, кажется очень удивительным, что Сезанна считают предшественником абстрактных художественных направлений, что сильно отличается от его собственного подхода. Живопись Сезанна основана на изображении реальных предметов, без украшательсва и искажения в угоду художественности.
Находившийся сначала под влиянием французского романтизма, потом импрессионизма, в итоге он все равно приходит к собственной форме-его цвет становится самостоятельным, а формы плоскими. В результате экспериментов он приходит к пониманию, что все материальные предметы сводятся к 3 геометрическим фигурам: шар, куб и цилиндр.
Эти принципы разверстки сложных трехмерных предметов с помощью простых форм на двухмерном холсте и стали основной идеей кубизма.
Сезанн и организация пространства
Традиционную манеру изображения перспективы он отвергал. Он создавал ее на основе цвета и разнообразия фактуры. Значительно проще объяснить это на примере, поэтому рассмотрим в качестве примера картину "Дом повешенного".
Несмотря на мрачное название, эту картину называют первой импрессионисткой картиной Сезанна. Но нам интересно другое: то, как он работает с планом и перспективой.
На переднем плане мы видим песчаный холм, на втором-поросшую мхом крышу, дальше-сам дом, дерево, а сверху на всем этом выросли маленькие домики с оранжевыми крышами, луг и гора.
Все линии нечеткие, предметы переплетаются друг с другом, разделение пространства абсолютно отсутствует. Сезанн позволил себе изобразить пейзаж таким, каким он его увидел глазами, не переделывая его с учетом изображения перспективы.
С домом доктора Гаше произошло тоже самое-он "прилип" к другим домам на улочке. Стены у него не ровные, и это все по тому, что свет на поверхности падает неравномерно. И все это именно так и выглядит, если не заниматься "улучшайзингом" (простите меня за эту формулировку, но мне кажется она отлично сюда подходит).
Сезанн и параллельный мазок
Он накладывал краски на полотно очень методично. Один за другим мазки располагались параллельно относительно друг друга и, чаще всего, по диагонали. С одной стороны это создавало ощущение тканого полотна, а с другой-это был тоже метод работы с перспективой.
Посмотрите на картину "Деревушка Валермей" На ней довольно четко видны диагональные параллельные мазки.
Конечно, рассматривать мазок на картинках с монитора довольно специфическое занятие, но тем не менее. На автопортрете в котелке тоже можно довольно четко увидеть направление мазка. Особенно хорошо видно на лице и бороде.
Сезанн и портреты
Наконец-то мы дошли до заинтересовавшей нас изначально части. Почему же Сезанн изображает всех с таким безразличием и отрешенностью.
Ответ на этот вопрос неожиданно прост-люди его не интересовали. Он не чувствовал с ними эмоциональной связи, они были интересны ему с точки зрения своей конструкции-такими он их и изображал. Люди для него всего лишь части пространства, как стулья и кувшины. И не важно, кто это был-его жена, сын или крестьянин из бара.
На самом деле это совершенно не удивительно с учетом его собственного воспитания властным и авторитарным отцом и, как следствие, патологической боязни близкого контакта и прикосновений.
Если вы ничего не знаете об этом, рекомендую прочитать мою статью о биографии Поля Сезанна.
Спасибо, что дочитали мою статью! Я надеюсь мне удалось хотя бы немного объяснить и приблизить вас к живописи Сезанна.
А тем, кто хочет узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать, чтобы подписаться)
Ставьте 👍👍 и до новых встреч!