В этой статье я подробно расскажу о первой серии второго сезона. С правильной очерёдностью просмотра второго сезона можно ознакомиться здесь. Ввиду того, что названия серий переводились на русский язык не всегда точно, я также буду указывать дословное или более правильное название. Не запутайтесь 😉
Название эпизода: "Возвращение"/"Тяжёлое приземление" (Hard Landing)
Автор сценария: Майкл Лосефф (также написал "Любовь", "Симона", "Выбор", "Невинный", "Гамбит", "Шум", "Милосердие")
Режиссёр: Джон Кассар (также снял "Никита", "Любовь", "Гамбит")
Злодей: Лига Свободы
Сюжет: в течение шести месяцев Никита находилась на свободе, но, в конце концов, её берут в плен члены Лиги Свободы. Ей удаётся сбежать и узнать о плане террористов подорвать следующую операцию Отдела и перебить как можно больше врагов. Во время миссии Никита спасает жизнь Майклу, после чего они встречаются на заброшенном судне. Майкл убеждает Никиту вернуться в Отдел.
Интересные факты.
💣 Эта серия собрала самые большие рейтинги по сравнению со всем предыдущим первым сезоном, а также стала самым успешным "ТВ-часом" для канала USA Network на момент выхода. Рекорд будет побит только спустя пять лет в сериале "Дефективный детектив".
💣 Несмотря на впечатляющий результат, производство серии было наполнено самыми разными трудностями, от пересъёмки ключевой экшен-сцены до споров с представителями канала о степени откровенности в "том самом" моменте. Перед выходом эпизода была запущена масштабная пиар-кампания, т.к. Джоэл Сурноу хотел утереть нос критикам, негативно воспринявшим первый сезон, а также доказать USA Network, что они не зря выкупили сразу целый сезон (а не первые 13 эпизодов, что было типичной финансовой схемой для канала).
💣 Начальные титры для второго сезона были изменены лишь самую малость: добавили кадр с шефом без очков вместо старого кадра из брифинга, а также два новых кадра с Мэдлин. Кроме того, удалили изображение досье Никиты, мелькавшее в самом конце титров для первого сезона, и заменили его кадром из серии "Шум".
💣 Шрифт, на котором писались названия серий в самом начале, изменили с Courier на Solex.
💣 Пета Уилсон несколько изменила внешность к моменту съёмок: она избавилась от чёлки, покрасила волосы в медовый оттенок и явно поработала над своими зубами.
💣 Во втором сезоне создатели получили больший бюджет и большие возможности в плане визуальных эффектов. Новые технологии позволили им снимать захватывающие экшен-сцены и использовать стильные голограммы внутри Отдела.
💣 В этой серии появляется новый отсек в Отделе под названием Systems (системный отсек), где располагается большой стол для выведения голографических изображений.
💣 Стол для брифингов также проапгрейдили: панель управления, которой пользуется шеф, переместили в середину. Оттуда же теперь стали появляться голограммы.
💣 Также в этой серии мы узнаём о ещё одном отсеке Отдела — "отдел переподготовки" (Reprogramming), который находится на третьем уровне и будет более подробно показан в следующих эпизодах.
💣 В изначальной версии сценария сцена в бангкокском борделе развивалась несколько иначе. Сначала Майкл подбрасывает Шеррину кольцо, в которое встроен передатчик, а затем запускает в вентиляцию окрашенный слезоточивый газ. В возникающей суматохе оперативники Отдела захватывают Шеррина. Чтобы сделать сцену более захватывающей в визуальном плане, кольцо заменили на металлические полоски, которые Майкл роняет на пол, а вместо слезоточивого газа добавили перестрелку с использованием лазеров. Также было опущено выдуманное имя Майкла, "мистер Галуа", чтобы не запутать новых зрителей.
💣 Гораздо длиннее была сцена допроса Шеррина. В ней двое помощников Мэдлин (те самые "пыточные близнецы") спорят друг с другом об эффективности электрода, помещённого в позвоночник Шеррина. Один из них нажимает на кнопку, и мужчину отбрасывает к стеклянной перегородке, а затем он падает на пол и корчится в агонии. Пыточные близнецы смотрят друг на друга и соглашаются, что разряд действительно можно уменьшить. Несмотря на присутствие чёрного юмора, от сцены решили отказаться в целях экономии времени. В результате мы видим только каблук Мэдлин на фоне неподвижного лица допрашиваемого, и этого оказалось достаточно, чтобы создать нужный эффект.
💣 Самые большие изменения коснулись экшен-сцены, где Никита спасает жизнь Майклу. Изначально сцена снималась в густом лесу: оперативники Отдела одеты в хаки и также раскрашены их лица, как у военных. Террористы при этом облачены в особые серые костюмы, позволяющие им скрыться от "теплового сенсора" и незамеченными подобраться к врагу. На бумаге идея звучала впечатляюще, но итоговый результат вышел скорее смехотворным: террористы выглядят, как пришельцы из космоса в фильмах 50-х годов, а оперативники Отдела тоже не похожи сами на себя. После того, как Джоэл Сурноу просмотрел получившиеся кадры, ему пришлось принять сложное решение, которое влетело создателям в копеечку, — полностью переснять сцену, вернуться к зарекомендовавшему себя урбанистическому стилю.
Вырезанную сцену с русскими субтитрами можно посмотреть по ссылке ниже:
💣 Редакции подверглась и знаменитая сцена близости между Майклом и Никитой. Изначальная версия Джона Кассара была достаточно жёсткой, и Сурноу это расстроило, ведь он хотел показать момент нежности между героями. Джоэл уже планировал переснимать сцену, когда монтаж Дэвида Томпсона спас ситуацию: самые жёсткие моменты были вырезаны, и добавлены плавные переходы между кадрами. На этом, однако, злоключения не закончились. Когда представители USA Network увидели, что оба центральных персонажа представлены на экране абсолютно голыми, они наотрез отказались демонстрировать сцену в таком виде. Был предложен компромисс: сделать две версии, одну из которых можно будет показывать в прайм-тайм, а вторую (полную) пустить в ночные часы. К счастью, операторы не предусмотрели альтернативную концовку, и собирать "цензурную" версию было просто не из чего. Скрепя сердце, USA Network показали всё, как задумывал Сурноу, пустив предупреждение о взрослом контенте. Спустя несколько лет, в пятом сезоне, у Джоэла будет похожий конфликт с каналом, но там он уже проиграет.
💣 В этой же сцене, когда Никита встаёт с кровати, у неё виден правый сосок. Из-за цензуры сосок пришлось стирать с помощью визуальных эффектов.
Музыка.
🎶 Depeche Mode 'Love Thieves'
Звучит в начале серии, когда показывают Майкла. Песня также использовалась в финале первого сезона.
Локации:
🏡 Ресторан "Черри" в Торонто. Находится по адресу 275 Cherry Street, функционирует и по сей день. Именно здесь работала Никита, пока была на свободе. На заднем дворе ресторана снималась и погоня, когда за ней пришли террористы.
Комментарии создателей.
Джон Кассар:
Мы очень долго обсуждали любовную сцену! Эти двое целый год ходили вокруг да около, и как после этого мы должны были удовлетворить ожидания фанатов? Это нереально. Что бы мы ни придумали, какие бы позиции ни показали, в одежде или без одежды, как бы всё это ни осветили, всё равно бы нашёлся кто-нибудь, кто бы сказал: "А я думал, Майкл сделает иначе", "Я считаю, он бы сделал так", "Я думал, они будут в другой позиции" и т.п. Мы бы в любом случае проиграли. Поэтому мы решили показать самое начало — и сразу конец. Всё оставили за кадром.
Мои комментарии.
🎬 Это одна из тех серий, которые я могу пересматривать бесконечно и постоянно находить для себя что-то новое. Каждый кадр здесь выверен до безупречности, сюжетные коллизии идеально сочетаются с эмоциональными горками, ну и, конечно, здесь происходит один из самых важных моментов между Майклом и Никитой.
🎬 Находясь в тайском борделе, Майкл заказывает чай. Очень странный выбор сценаристов, учитывая, что в то время не было запрета на демонстрацию алкоголя и сигарет по ТВ. Чуть позже во втором сезоне Майкл также закажет молоко. Ну детский сад какой-то, ей богу 😂 Возможно, это сделали специально, чтобы спровоцировать обсуждения в интернете.
🎬 Вот эта сцена напомнила мне выдержку из кодекса самурая (бусидо):
Настоящий самурай может одной рукой ласкать женщину, а второй убивать врага.
🎬 В комментариях к серии создатели говорят, что Никиту как бы "затянуло" обратно, и если бы её не похитили люди из Лиги Свободы, она бы жила долго и счастливо, в обнимку со своими очками. На мой взгляд, Никита сделала абсолютно сознательный выбор, когда пришла спасать Майкла, и потому ему даже не пришлось особо убеждать её, когда он нашёл способ вернуть её в Отдел. Чуть позже, после их близости, Никита также признается Майклу, что свобода оказалась не такой, какой она ожидала.
А как вы считаете, была ли Никита счастлива на свободе? Получила ли она то, что хотела?
🎬 Майкл потрясающе открыт и почти расслаблен в разговоре с Никитой, когда они стоят ночью у окна. Утром на палубе они как будто избегают даже смотреть друг на друга и подходить ближе, чем на метр. Словно всё, что произошло между ними, могло произойти только под покровом ночи. Когда я первый раз смотрела сериал была молодой и глупой, то не могла понять, почему они даже не поцеловались на прощание?.. Знали, что это принесёт только боль? Как вы считаете?
🎬 Майкл признаётся: "Я и не подозревал, что ты мне так нужна". Это подтверждает, что в первом сезоне он не осознавал своих чувств к Никите, но теперь они уже точно вышли наружу. Думаю, эта ночь стала для них обоих откровением.
🎬 Небольшая логическая заковыка. Если Акерман сотрудничал с Лигой Свободы, то он должен был знать, что Никита благополучно сбежала из плена. То ли его не посвящали во все подробности, то ли он по глупости пошёл на поводу Отдела и ничего не сказал, когда планировали спасение Никиты.
🎬 В некоторых экшен-сценах создатели ходили совсем по краю правдоподобия, например, вот здесь, где Майкл расстреливает террористов, катаясь на офисном стуле. Если показать этот эпизод человеку, не знакомому с сериалом, то это вызовет лишь недоумение и дикий смех. Мне же, например, эта сцена кажется невероятно крутой. Думаю, смысл здесь был не столько в реалистичности, сколько в том, чтобы продемонстрировать превосходство Майкла над остальными оперативниками. Естественно, что сделать это решили в яркой и преувеличенной манере, ведь сериал не совсем правдоподобен, есть в нём элемент фантастики, выдуманного мира со своими законами.
🎬 Сцена с избиением Никиты тоже бесподобна. Так как поначалу план Майкла не раскрывается, мы не знаем, зачем они встречаются в тёмном коридоре. По их взглядам и тому факту, что Никита снимает куртку, можно даже предположить, что они решили "сделать это по-быстрому", пока бомба не взорвалась 😂 Джон Кассар комментировал это так: "Я снял любовную сцену очень жёстко, а сцену избиения очень трепетно". Лучше не скажешь.
🎬 Очень нравится, как создатели используют контрасты. В серии "Война" Майкл был в белом и фактически признался Никите в своих чувствах. Здесь (и в нескольких последующих эпизодах) Никита будет в белом, а Майкл в чёрном, что отлично демонстрирует готовность каждого из них к отношениям.
🎬 Никита довольно прямолинейно пытается спровоцировать Майкла на признание в любви. Он не поддаётся на уговоры (ох уж это его "Наберись терпения"!), и впоследствии создатели будут по-разному играть с этой фразой — "Я тебя люблю". Её будут произносить другие персонажи ("Майкл любит тебя", "Они любят друг друга"), её будут произносить в прошедшем времени (Майкл и Андреа), её будут произносить с отрицанием и даже во время потери памяти. Классический же вариант мы услышим только в самом конце сериала, это самые последние реплики героев друг другу. Как вы думаете, звучало ли признание где-то за кадром, в тех многочисленных моментах, которые создатели лукаво опустили?
🎬 Если вы хорошо читаете по-английски, у меня есть фанфик, посвящённый той самой встрече Майкла и Никиты на заброшенном судне. Прочитать можно здесь.