Беседовал Владимир Болотин. Фото предоставлены собеседниками.
Каждый старт в 2020 году - это событие. Ещё бы! Сколько организаторов со скрипом в сердце писали о том, что им пришлось пойти на отмену из-за административных решений по коронавирусу? Сколько было разочарованных бегунов, готовившихся к стартам...
На дворе осень, но настроение оптимистичное - потому что с ограничениями, но гонки возвращаются. И вот впереди - Kannas Ultra Trail. Это, как говорят организаторы, полностью беговой трейл по разнообразному природному рельефу Карельского перешейка. Всего каких-то 50 с небольшим километров от Питера - и бегай на здоровье.
Мы поговорили с Андреем Груничевым и Анной Жигулевой не только про эту гонку, но и в целом про организацию трейлов, о настроении и трудностях 2020 года, а также попытались выведать планы на будущее. И да, подготовили для тебя сюрприз в виде скидки на регистрацию, но о ней чуть ниже.
Run&Roll: Ребята, вы уже года три занимаетесь организацией трейлов. Расскажите, как это получилось?
Анна Жигулева: Три года, ого! Как-то раз Андрей пробежал первый раз 80 км на “ОКА трейл”, вот тогда мы узнали, что такое трейлраннинг. Первое, что сказал Андрей на финише - “Такое надо делать в Лысково”! Так все и началось.
Андрей Груничев: Да, в 2017 году, после рождения Агнии (нашей третьей дочки) я ударился в проверку себя на прочность, и в том году сразу пробежал свою первую ультру, потом впервые попробовал проплыть 5 км на открытой воде, и тогда же впервые преодолел “железную дистанцию” в триатлоне . И все эти старты дали такой мощный приток энергии и вдохновения.
Особенно меня, конечно, вдохновила ультра в Пущино. Я тогда впервые познакомился с трейловой тусовкой – это всё же довольно специфические бегуны, особенно те, кто бежит не первый раз. Там на трассе я понял, что должен поделиться видами из детстве в Нижегородской области. А как это было сделать, если не организовать старт?! Удивительно, что Аня меня с этой затеей поддержала.
R&R: У вас довольно широкая география локаций стартов - почему так? Много сложностей из-за этого?
Анна: Лысково - наш первый старт. Андрей сам из этого городка на берегу Волги, да и рельеф там очень подходящий, холмистый, техничный и интересный. А главное, там всегда есть что изменить в трассах, большой простор для фантазии в прокладке треков.
Затем у нас появились Химки, было это так. Как-то встретились с ребятами на паркране, поговорили и решили, что надо делать гонку и в Химках. Решили - сделали.
А вот Kannas Ultra Trail (далее KUT – прим. R&R) у нас появился случайно. Андрей хотел бежать на Эльтоне 205 км, но для допуска необходимо было где-то пробежать 100 км. Там же во время забега прежний организатор сказал, что планирует уехать из России и поэтому это последняя гонка. Узнав, что мы тоже немного организовываем, предложил нам выкупить её. Андрей был просто в восторге от природы Карельского перешейка, настолько, что в один прекрасный день сообщил мне, что он выкупил ультру.
Андрей: На самом деле, широкая география стартов в начале развития – действительно, не самая оптимальная стратегия. В каждой локации нужно чуть ли не с нуля создавать ресурсную базу, искать волонтеров, но в то же время делать старты на менее знакомой территории даже интереснее. Труднее, но интереснее.
Хочется и дальше развиваться в этом направлении, есть даже несколько идей для новых локаций, но пока эту идею держим на паузе. Тем более, что в каждом старте ещё много чего можно улучшать, идей полно.
R&R: Какая гонка ваша самая любимая и почему? А с какой больше всего проблем?
Анна: Наверное, любимой нет, все они наши. Единственное, может быть гонка в Лысково вызывает какой-то бóльший трепет, потому что это первый наш опыт и разметки на 250 км.
Андрей: Мне в Лысково намного уютнее, я здесь на родной территории. Но это пока не окажешься ночью в лесу, в одиночестве размечая трассу перед стартом. Вот, где свою порцию адреналина на год получить можно сполна…
Мне кажется любимой ни одну гонку нельзя назвать. Эмоции в первую очередь вызывает вся атмосфера старта и праздника. И мы стараемся создать эту праздничную атмосферу везде: в Химках, в Лысково, под Питером.
Анна: А про проблемы с ходу как-то и не скажешь. Везде бывают сложности: то трек надо за день до старта изменить, потому что снег выпал, а по лыжне бегать нельзя, то неготовность медалей в последний день перед стартом, то надо срочно изменить разметку, потому что совпадает с другим мероприятием. Конечно, сложнее организовать более длинные дистанции, опять же много разметки, большее количество волонтеров, большие расстояния для обеспечения ПП.
Андрей: Да, проблемы как-то в любом месте имеют свойство внезапно возникать. Но зато становимся в следующий раз опытнее, и учитываем все нюансы и на других стартах.
R&R: Расскажите, как это - подхватывать организацию гонки от другой команды?
Анна: В целом это не страшно и это возможно, особенно, если трасса очень нравится и хочется её показать всем. Мы стараемся с каждым годом делать старты лучше.
Андрей: Если в Лысково, да и в Химках, трассу проектировали мы сами и при необходимости понимали, как и что поменять, какие есть сильные и слабые стороны, то на KUT я очень переживал за состояние трассы, боялся, что придётся много времени убить на её разведку и разметку. Но оказавшись на месте, обнаружил, что помню её и ничего с ней не случилось – трасса по-прежнему красива и очень даже беговая. Большой плюс в том, что многие аспекты проведения забега уже проработаны и не приходится изобретать велосипед.
R&R: Что вообще самое сложное в организации забега?
Анна: Команда. Очень сложно собрать команду тех, кто готов будет лазить по трассам, размечать их, принимать прочие организаторские решения несмотря на работу, отпуски, семью и детей и так далее. Если мы решили провести старт в какой-то день - всё, ни болеть нельзя, ничего нельзя, надо готовить гонку. А без команды это сложно.
Андрей: Да, самое сложное, что при проведении старта надо быть везде – хочется и разметить всё на отлично, и на ПП организовать для участников тёплый приём, и в стартовом городке провожать в путь бегунов и встречать финишёров.
Когда команда небольшая, то на каждого организатора и волонтёра ложится гораздо больше задач, и, как правило, более сложных задач. Отсюда и разные огрехи в проведении гонки.
А когда команда становится больше, то с одной стороны существенно легче решить некоторые моменты, но при этом возникает необходимость правильно организовать работу.
R&R: Главный совет тем, кто собрался проводить трейлы.
Анна: Либо не делать их, потому что нервы дороже. Либо сначала найти команду тех, на кого можно будет положиться в любых вопросах. Команда - это очень важно. Вдвоём всё это организовать, конечно, возможно, но очень тяжело.
Андрей: По своему опыту скажу, что не надо никого слушать, но прислушиваться и присматриваться ко всем. Меня сперва очень многие отговаривали и запугивали сложностью, но я принял решение и понимал, что не отступлю. Тем более когда Аня поддержала - и не просто на словах, а стала полноценным соорганизатором. Я бы даже сказал, что это она основной организатор наших гонок, а я ей помогаю. Поэтому совет про команду – в точку.
R&R: Навскидку - самая памятная история, грустная или весёлая, с проведения ваших гонок...
Анна: Как-то раз в Химках, когда выпал снег, по трассе накатали лыжню, а нам позвонили и сказали надо отменять забег - чуть не поседели А вот ещё: как-то при согласовании KUT с МВД только назначенный исполнитель уточнял дистанцию и очень удивлялся, что люди бегают 100 км.
Андрей: У меня был случай в прошлом году в Лысково, в этот момент ребята уже бежали 100 миль и мне нужно было им доразметить участок, и в какой-то момент я остался в полной темноте с севшим телефоном и без фонаря. Повезло набрести на полицейских в ближайшей деревне, которые меня благополучно вернули в стартовый городок, но предварительно мы ещё поучаствовали в погоне за пьяным мотоциклистом.
R&R: Как организаторы - три лучших трейла в стране прямо сейчас.
Анна: Все забеги разные. Сложно сравнить GRUT и гонки IVERMILE, например. Мы любим все забеги за атмосферу, за дружеские встречи, за эмоции - и именно за этим туда и ездим, Андрей вот, правда, бегает ещё.
Андрей: Если именно как организатор смотреть – безусловно, GRUT в лидерах, Elton Ultra и фестиваль в Никола-Ленивце.
R&R: Как участники - три локации, где хотелось бы пробежать трейл.
Анна: Давно хотим в Саяны, может быть Байкал ещё, Камчатка
Андрей: Да, Саяны манят… И вообще в сторону горных трейлов поглядываю. Может Дагестан ещё… И на Самба Трейл тоже никак пока не попадём, а хотелось бы.
R&R: Ваш ближайший старт - Kannas Ultra Trail. Какой отпечаток наложила на него пандемия?
Анна: На данный момент это согласованный старт, нас просят обязательно соблюдать масочный режим и социальную дистанцию. Очень надеемся, что ничего не изменится и мы пробежим эту красивую осеннюю гонку.
Но стоит отметить сложнее стало с партнёрами, у многих сократились бюджеты под такие мероприятия. Сложнее стало планировать количество участников, так как многие, боясь отмен, регистрируются в последние дни. Это, конечно, очень неудобно для планирования старта.
Андрей: В целом старты не сильно отличаются от прошлогодних – просто кое-где проверяют температуру, требуют маски, но требования в целом разумные и не чрезмерные. Поэтому мы тоже небольшой отпечаток пандемии оставим – это необходимые меры. При этом мы будем стараться, чтобы у старта сохранилась вся атмосфера настоящего трейла, чтобы участники могли получить то, зачем приехали – победы, эмоции, удовольствие.
R&R: После всей истории с коронавирусом вообще не стало грустно и не появилось ли мыслей все бросить?..
Анна: У меня и без коронавируса такие мысли появлялись (улыбается). Иногда руки опускаются, но ничего, перешагиваем и идём дальше.
Андрей: В апреле, в самый пик у меня вообще не было понимания – будет ли что-то ещё когда-нибудь, очень уж эти жёсткие меры демотивировали… Сейчас мне даже кажется, что в какой-то степени произошедшее заставило ещё больше ценить возможность делать старты и участвовать в них.
R&R: Ну и напоследок: какие мысли и планы на 2021 год?
Анна: Надеемся, что всё устаканится и мы проведём все наши гонки. Очень хотели в этом году Лысково попробовать в июне, когда ночи достаточно короткие, буквально два часа тёмного времени, что важно для дистанции 160 км. Есть идеи по переформатированию 100-километровой дистанции на KUT в один круг или сделать линейный маршрут. Ну и в Химках обязательно тоже продолжим, уже отработали новый трек на полумарафон.
Андрей: Уже скоро откроем регистрацию на все гонки 2021 года – с 1 сентября вероятнее всего и будем делать всё, чтобы они состоялись. И да, в 2021 году точно будут изменения по трассам всех гонок. Ну и пока загадывать рано, но вполне может быть всё же дополним нашу серию ещё одним стартом – где и когда пока не скажу.
*
Ну вот ты и прочитал или просто долистал сюда, а значит заслужил награду. Используй промокод RunAndRoll, чтобы получить 10% скидку при регистрации на любую из четырёх дистанции - от 20 км до 100 км. Воспользоваться промокодом можно до 10 сентября 2020 года включительно, а потом всё.