Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Пожалуй, эти строки видел или слышал каждый, кто интересуется балетом (либо творчеством А. С. Пушкина). Но задумывался ли кто-нибудь, о чем писал великий поэт?
С одной стороны, мы знаем: речь идет о балерине первой половины 19 века Авдотье Истоминой, о чем говорится в самом тексте романа в стихах. Но о чем вот эти строки: «И быстрой ножкой ножку бьет»? Какие конкретно балетные движения описывал великий поэт? Попробуем разобраться.
Давайте, однако, прежде вернемся чуть назад, а именно вот к этим строкам:
«Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать антраша…»
Возможно, многие знают, что такое антраша, однако на всякий случай...
Само слово является искажением итальянского capriola intrecciata - "скрещенный прыжок". Словом этим обозначается прыжок, когда во время зависания в воздухе артист быстро скрещивает вытянутые ноги. Отметим лишь, что есть несколько видов антраша. Например тот, который вы сейчас увидите, является достаточно узнаваемым, виртуозным и зрелищным, и называется антраша сис (шесть). Во время этого вида антраша ноги в воздухе успевают поменяться 3 раза (сначала правая бьет по левой сзади, затем спереди). Отталкивание идет из положения "деми-плие" (т.е., ноги слегка согнуты), из 5-й позиции, приземление также в 5-ую, но уже другая нога впереди.
Антраша сис исполняет "древнеримский бог танца" Роберто Болле (балет "Жизель", Альберт). Здесь он одной рукой обращается к Мирте (повелительнице вилис), другую прикладывает к сердцу, показывая, что пришел заслужить прощение. Однако Мирта не удовлетворена его антраша и приказывает ему затем танцевать дальше.
Правда, вряд ли Онегин без соответствующей подготовки смог бы сделать антраша сис ))
Нужно еще уточнить такой момент. Толпою нимф окружена - речь идет о знаменитом преромантическом балете "Зефир и Флора" Шарля Дидло, гремевшем как раз во времена написания "Евгения Онегина". В данном балете нимфы являются одними из главных действующих лиц, за ними ухлестывает ветренник Зефир. Есть даже мнение, что именно группа этих нимф стала предтечей белого кордебалета поставленной позднее "Сильфиды".
"Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит..."
Здесь уже будет посложнее. Супруга поэта А. Блока Любовь Менделеева-Блок предположила, что речь идет о фуэте. «Касаясь» — явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» — переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб, выработанный учителем Дидло". Дальнейший образ ("То стан совьет, то разовьет"), по мнению Блок, также укладывается в образ фуэте, предполагающего сначала "свивание", затем "развивание" корпуса.
Точно также, как фуэте, трактовала эти строчки любимая балерина Сталина Ольга Лепешинская.
Что же такое фуэте? Конечно, многие из вас видели захватывающий трюк, когда балерина много раз подряд прокручивается на одной ноге, делая захлест другой.
Однако, строго говоря, танцовщица исполняет не фуэте, а, как это принято обозначать, туры фуэте (фуэте ан-турнан). Или, как писал Аким Волынский, фуэтируемые пируэты. Или если быть совсем-совсем точным - фуэте ан-турнан на 45 ан-деор. Т.е., туры - это повороты, а непосредственно фуэте - захлестывающее движения рабочей ногой.
С такой трактовкой не согласен великий советский танцовщик Владимир Васильев. Он справедливо отмечает, что во времена Пушкина и Истоминой фуэте еще не существовали.
И действительно - первые заметные случаи многочисленных фуэте связаны с именем франко-австрийской гастролерши Генриетты Дор, которая в 1868 году в балете Мариуса Петипа "Царь Кандавл" делала 5 фуэте. Со временем количество их стало увеличиваться, и только примерно к 1890-м годам появились (или появилась?) танцовщицы, способные делать 32 фуэте. Истомина же, как мы помним, жила в первой половине 19 века. И опять же: в соответствии со строками Пушкина, затем идет "и вдруг прыжок". Но что-то с трудом представляется ситуация, когда танцовщица сразу после фуэте делает прыжок.
По мнению Васильева, речь идет об элементе ронд де жамб (в переводе с французского - "круг ногой"). Элемент этот делится на 2 основных вида:
Ронд де жамб партер, т.е. когда круг ногой чертится по полу носком наружу (ан-деор) и внутрь (ан-дедан):
И ронд де жамб анлер, т. е. ногой по воздуху (45 градусов):
Строго говоря, нога проделывает не круг, а полукруг.
Ну и, наконец, что же такое "...и быстрой ножкой ножку бьет?"
По мнению Васильева (здесь он сходится во мнении и с Лепешинской, и с Менделеевой-Блок), это ни что иное, как батю.
Батман батю - это быстрые короткие удары носка по пятке опорной ноги спереди, или пятки ноги по щиколотке опорной ноги сзади. Вот как это примерно выглядит (с 0:17):
Если обратиться непосредственно к танцу, то подобным движением заканчивается, например, адажио 2 акта "Лебединого озера" - на 6:49 и 6:55 вы увидите мелкие короткие движения ногой во время поворотов.
Адажио "Белого акта" танцуют Наталья Бессмертнова и Александр Богатырев
То ли самое имел ввиду Пушкин - мы точно никогда не узнаем, т. к. поэт не записал в точности, какие он видел элементы. Вряд ли был экспертом в балетной технике (хотя кто знает?), а если бы и был, вряд ли стал бы включать в стихотворение все эти специфические термины. Есть ли у кого-нибудь предположения насчет того, что имел ввиду А. С. Пушкин?
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями!