Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее; он старается возместить ее дружбой.
Мишель Монтень
Итак, сегодня речь в статье пойдёт о браках... в XVII веке. Как уже стало понятно из эпиграфа в таком деле как заключение брака любви не было места. Решающими факторами становилась выгода. Особенно это касалось браков аристократии и буржуазии.
Брачный возраст каноническим правом определялся 12 годами у девушек, у мужчин этот возраст определялся 25 годами. У крестьян он наступал довольно поздно: 23-25 невесты, 27-30 женихи. В большинстве случаев, супругу или супруга выбирали родители или опять же другие родственники. С мнением молодых никто не считался.
Так в 1641 г. Анри II де Конде герцог Энгиенский женился по настоянию своих родителей на Клер Клеманс де Майе-Брезе (племяннице кардинала Ришелье). Этот союз был выгоден со всех сторон: Ришелье таким образом породнился с Бурбонами, а за невесту давали приданное в 600 тыс. ливров и ряд земель. Невеста правда, как говорят, страдала психическими заболеваниями, ей казалось что она сделана из хрусталя. Сам герцог тоже не горел желанием жениться на племяннице кардинала и объявил, что не ляжет с ней в одну постель. Только угроза, что его не допустят командовать армией, заставила будущего победителя при Рокруа, переспать с женой.
Ни один брак в XVII веке не обходится без брачного контракта. Независимо от сословия, финансового состояния и положения в обществе, контракт обговаривал главный аспект супружеской жизни — всё имущество, нажитое во время брака, составляет общую собственность. В данном договоре, так же оговаривались титулы, какими связями стоит пренебречь, какими нет. Так же бракующиеся искали самых знатных и родовитых персон в своём окружении и привлекать их в качестве свидетелей.
Помимо брачного договора, требовалось получить разрешение на брак от церкви. В прошении указывалась причина, по которой этот брак желателен. Естественно, что список благожелательных причин так или иначе касался финансовых вопросов. Например, если благодаря браку прекратится вражда двух семей, если одна из бракующихся сторон поправит своё финансовое положение или если девушке более 24 лет.
Делались данные разрешения не бесплатно. Цены были везде разными: от 45 до 4500 ливров. В расчёт данной цены брались и социальные положение семьи, их связи и насколько уважительны причины для брака. Если свадьба проходила в нежелательное время (Рождественский или Великий пост), то ещё требовалось разрешение на брак. Это особенно было актуально для военных. За подобное разрешение также требовалось платить.
Самыми лучшими днями для вступления в брак считались вторник, четверг, суббота. Старались избегать чисел, содержащих цифру 9, так как верили, что она приносит несчастье. Плохими месяцами для свадеб считались май, сентябрь, ноябрь. Лучшими — те, что были перед Великим постом.
Свадебное платье невесты могло быть любых цветов: от голубого до чёрного. У крестьян — это был национальный костюм. Обычно венчали до полудня. Когда новобрачные опускались на колени, все примечали, наступил ли жених на платье невесты. Если да, то хозяином в доме будет он. При этом, если жена не хотела быть на вторых ролях, при одевании кольца она должна была согнуть палец.
Крестьянские свадьбы не отставали от господских. Любую свадьбу праздновали всей деревней. Хозяйки начинали трудиться у плиты за несколько дней до праздника, чтобы прокормить подобную толпу гостей. За столом мужчины сидели отдельно от детей и женщин. Свадьба не заканчивалась до позднего вечера, а порой продолжалась и наследующий день. Нищих за стол не пускали, но им выносили еду.
Положение женщины в браке было зависимым от мужа. Жена просто-напросто была дома главной служанкой, которой помимо всего прочего надо было рожать детей. Получить развод было можно, но очень сложно. Для этого требовалось доказать, что супруги не могли иметь детей или брак "не был совершен". Чаще всего, если отношения в семье не складывались, то муж и жена жили раздельно.
Когда герцогиня де Люин овдовела, дабы остаться при дворе, она сама сделала предложение герцогу де Шеврёз, прямо заявив ему:
Я предлагаю вам сделку: вы женитесь на мне и распоряжаетесь моим состоянием, я остаюсь при дворе и распоряжаюсь своей жизнью. В остальном — полная свобода для вас и для меня.
Правда потом герцог де Шеврёз натерпелся от бесконечных интриг жены, а та в свою очередь впоследствии пыталась добиться раздела совместно нажитого имущества.
P.S. Однако, случались и вполне счастливые браки...
Если, понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пишите в комментариях интересующие вас вопросы.