Найти тему

Кто Вы, месье Гобелен?

Гобелен... При этом слове сразу представляются королевские дворцы, высокие стрельчатые окна, холодные каменные стены замков, прекрасные дамы и их рыцари… Но на самом деле термин «гобелен» появился гораздо позднее, чем тканая красота, которая у нас с этим словом ассоциируется.

Гобелен «Дама с единорогом. Осязание». Конец XV в. Из собрания музея Клюни, Франция
Гобелен «Дама с единорогом. Осязание». Конец XV в. Из собрания музея Клюни, Франция

Тапес, тапетум, шпалера, аррас, вердюра, тапестри… всеми этими словами называли тканые произведения. Уже почти пять тысяч лет назад такие односторонние безворсовые ковры уже существовали – например, в древнем Перу. Или в Египте – в гробнице фараона Тутмоса IV была найдена пелена (точнее, её фрагменты) репсового переплетения с тканым цветочным орнаментом.

Горизонтальный ткацкий станок в древнем Египте. Рисунок Нормана де Гариса Дэвиса (1897–1898 гг.) с изображений в гробнице Хнумхотепа в Бени Хасане.
Горизонтальный ткацкий станок в древнем Египте. Рисунок Нормана де Гариса Дэвиса (1897–1898 гг.) с изображений в гробнице Хнумхотепа в Бени Хасане.

А вот слово «гобелен»…

В начале XVII века весёлый французский король Анри IV, то есть Генрих IV Бурбон, пригласил из Брюсселя в Париж двух фламандских мастеров – Марка Команса и Франсуа де ла Планша.

Франс Пурбус. Генрих IV
Франс Пурбус. Генрих IV

Для их работы была выкуплена красильня... У красильни уже было своё устоявшееся название. Примерно полувеком ранее, в царствование Франциска I, Жиль Гобелен, родоначальник семейства Гобеленов, переехал в Париж и устроил красильню, а потом и ткацкий цех. Но постепенно Гобелены от ремесленничества отошли, подались в чиновники… а красильня осталась. В ней-то и стало развиваться новое производство под руководством фламандцев.

«Бракосочетание Местры» Серия «История Местры» Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 345х395 см. Фландрия. Брюссель. Первая четверть XVI в. Из собрания Государственного Эрмитажа
«Бракосочетание Местры» Серия «История Местры» Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 345х395 см. Фландрия. Брюссель. Первая четверть XVI в. Из собрания Государственного Эрмитажа

Да так удачно развивалось, что имя прежних владельцев красильни стало нарицательным – и теперь гобеленами именуются все тканые декоративные вещи, хотя специалисты и считают, что так могут называться только те произведения, которые выпускала мануфактура Гобелен, объединившая в конце концов все шпалерные мастерские Парижа и превратившаяся в Мануфактуру королевской меблировки.

«Сентябрь. Шамбор. Кортеж короля» Серия «Месяцы, или Королевские замки». Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 340x494 см. Мануфактура Гобеленов, мастерская Монмерке Франция. Париж. Около 1730-1735. Из собрания Государственного Эрмитажа
«Сентябрь. Шамбор. Кортеж короля» Серия «Месяцы, или Королевские замки». Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 340x494 см. Мануфактура Гобеленов, мастерская Монмерке Франция. Париж. Около 1730-1735. Из собрания Государственного Эрмитажа

С 13 августа в Музейном центре «Палаты» работает выставка «Переплетения. Гобелен, батик, костюмы Татьяны Гребневой».

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Ждём ваших комментариев!