Гобелен... При этом слове сразу представляются королевские дворцы, высокие стрельчатые окна, холодные каменные стены замков, прекрасные дамы и их рыцари… Но на самом деле термин «гобелен» появился гораздо позднее, чем тканая красота, которая у нас с этим словом ассоциируется.
Тапес, тапетум, шпалера, аррас, вердюра, тапестри… всеми этими словами называли тканые произведения. Уже почти пять тысяч лет назад такие односторонние безворсовые ковры уже существовали – например, в древнем Перу. Или в Египте – в гробнице фараона Тутмоса IV была найдена пелена (точнее, её фрагменты) репсового переплетения с тканым цветочным орнаментом.
А вот слово «гобелен»…
В начале XVII века весёлый французский король Анри IV, то есть Генрих IV Бурбон, пригласил из Брюсселя в Париж двух фламандских мастеров – Марка Команса и Франсуа де ла Планша.
Для их работы была выкуплена красильня... У красильни уже было своё устоявшееся название. Примерно полувеком ранее, в царствование Франциска I, Жиль Гобелен, родоначальник семейства Гобеленов, переехал в Париж и устроил красильню, а потом и ткацкий цех. Но постепенно Гобелены от ремесленничества отошли, подались в чиновники… а красильня осталась. В ней-то и стало развиваться новое производство под руководством фламандцев.
Да так удачно развивалось, что имя прежних владельцев красильни стало нарицательным – и теперь гобеленами именуются все тканые декоративные вещи, хотя специалисты и считают, что так могут называться только те произведения, которые выпускала мануфактура Гобелен, объединившая в конце концов все шпалерные мастерские Парижа и превратившаяся в Мануфактуру королевской меблировки.
С 13 августа в Музейном центре «Палаты» работает выставка «Переплетения. Гобелен, батик, костюмы Татьяны Гребневой».
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Ждём ваших комментариев!