Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся, о каком этапе родов мы говорим и какая у нас акушерская ситуация.
Если речь о философии мягких немедикаментозных родах, то мы предполагаем, что до периода полного или почти полного раскрытия окситоцин нам никак не нужен в принципе.
То есть мы избегаем так называемой индукции родов, когда окситоцин ставится при отсутствии родовой деятельности и только с ним роды запускаются и идут.
Такие индуцированные роды часто завершаются операцией кесарево сечение. Не всегда, конечно. Но обычно если мы не приходим к операции, то мы приходим к так называемому «каскаду вмешательств»: окситоцин, который обычно следует за амниотомией (проколом пузыря), за окситоцином следует эпидуральная анестезия (потому что справиться с «искусственными» схватками гораздо труднее, чем с природными), а за анестезией следует «растуживание» в определенной позе, а также очень часто эпизиотомия и, увы, выдавливание (приём Кристеллера).
Я постоянно слышу истории именно о таком сценарии родов с небольшими изменениями. Такие роды в бОльшей степени (не всегда!) чреваты родовыми травмами у ребёнка, а также отсроченными последствиями в его здоровье (особенно неврологическом) и развитии.
Итак, вернёмся к нашим мягким родам. Они не подразумевают индукцию (ну разве только по абсолютным показаниям и с согласия мамы).
Но вот искусственный окситоцин во втором периоде родов иногда нам может помочь.
Когда окситоцин — это хорошо?
- у нас полное раскрытие;
- голова ребёнка вставлена и опускается (пусть даже медленно);
- голова в заднем виде или другой вид не оптимального вставления, но при этом есть прогресс в опускании;
- хорошее сердцебиение;
- светлые воды;
- либо воды могут быть не светлые, но тогда важно стабильно хорошее сердцебиение и голова уже очень низко.
Почему нам может понадобиться окситоцин при всех этих признаках?
Основная причина — это слабые, редкие схватки. Официальное название — вторичная слабость родовой деятельности. Например, схватки могут стать раз в 8-10 минут на 30 секунд и их силы просто ну никак не хватает, чтобы продвинуть и родить голову, поэтому роды застревают на одном месте.
Сначала мы пробуем все возможные способы подпитать мамин организм, чтобы схватки снова стали активными: даём ей прям поспать, кормим, поим чаем или какао, ищем позы, в которых схватки усиливаются. Но иногда ничего не помогает или мама слишком устала, чтобы продолжать ждать дальше ещё несколько часов, и тогда мы обсуждаем как раз вот этот вариант постановки окситоцина.
Если мама соглашается, то бывает, что буквально небольшой дозы и около часа-полутора времени хватает, чтобы вытужить ребёнка. При этом окситоцин не стоит долго, как при индуцированных родах и не оказывает такого сильного влияния на ребёнка.
Когда окситоцин — это условно «плохо»?
- у нас нет полного раскрытия, несмотря на долгое долгое терпение и ожидание (это является признаком асинклитизма или официальный диагноз «узкий таз» ставится в таких случаях);
- голова ребёнка высоко и не опускается
- сердцебиение если не очень и если зелёные воды — то точно не нужно ставить окситоцин, мы можем сделать ребёнку хуже.
- у нас активные, не затихающие схватки, то есть нет вторичной слабости, всё с этим в порядке. Это означает, что ребенок не может опуститься не потому, что силы схваток не хватает (и окситоцин поможет их усилить), а потому что головка скорее всего в не оптимальном положении.
Почему окситоцин хуже, чем кесарево в такой ситуации?
Потому что может произойти следующее. После постановки окситоцина схватки усилятся и начнут проталкивать вниз голову ребёнка, находящуюся в не оптимальном положении. Ребёнок может повредить голову, может понадобиться вакуум или щипцы, может резко упасть сердце и тогда это будет огромный стресс: куча народу, женщину растуживают, режут промежность, накладывают вакуум, потому что нужно срочно вытаскивать ребёнка, а кесарево делать поздно, потому что голова уже глубоко в тазу и вот вот родится.
Поэтому Мишель Оден, к примеру, говорит о том, что всем участникам родов нужно очень хорошо подумать при такой ситуации не опускания головы. И чаще всего, более мягким и безопасным способом рождения для ребёнка становится именно кесарево сечение, а не вагинальные роды.
Я знаю, как важно для многих женщин родить «самим». Может вы заметили, но я намеренно не употребляю словосочетание «естественные роды» и «родила сама». Я говорю «вагинальные роды». Потому что иногда именно кесарево сечение становится логичным и верным завершением мягких родов. Важно не родить вагинально, а родить благополучно, заботясь о ребёнке. И кесарево подчас — это залог благополучия.
Поэтому дорогие женщины, не думайте, что нужно добиваться вагинальных родов любой ценой, потому что они лучше для ребёнка. Нет, иногда для ребёнка лучше кесарево.
И вы будете самыми прекрасными, мудрыми и самоотверженными мамами, выбрав кесарево рождение.
И уж точно это не про то, что вы «не смогли», «не справились».
Вы наоборот сделали наилучший выбор. А рожать вагинально после кесарева можно и нужно, надеюсь вы это знаете!
ВАЖНО!!! Всё написанное в посте — это мои личные размышления, я увы не могу подтвердить их исследованиями, разве только могу сослаться на Мишеля Одена, который как раз и говорил с нами о том, что чаще кесарево — более безопасно, чем роды с окситоцином. Но всегда нужно смотреть по ситуации.
Наталья Томилина
Фото @plumafilmes
В нашем таком уютном магазинчике Мамин КИТ целый раздел посвящен подготовке к родам: вебинары, литература, чай для поддержания сил в родах, аффирмации...