KULBABA info - смотрим на мир по-другому и пишем об этом очень кратко,потому что ценим Ваше время.
Клод Моне - художник , который не только стал одним из основателей импрессионизма, но и дал название этому направлению живописи. Именно из-за его картины, описывающий восход солнца в порту Гавра впоследствии так назовут новое художественное течение.
Разбираем на примере его картин,как работает цвет, композиция и нужна ли она вообще,в привычном понимании.
Вокзал Сен-Лазар
Возвратившись из Лондона, куда Моне вынужден был уехать после трагических событий Франко-прусской войны 1870-1871, он обосновался под Парижем, на берегу Сены. В январе 1877 художник вернулся в небольшую квартиру и студию поблизости от вокзала в Сен-Лазаре. Неожиданным образом темой нескольких картин стал этот индустриальный район. На Четвертой выставке импрессионистов, которая открылась в Париже в апреле того же года, он представил семь работ на тему ... железнодорожной станции.
Казалось, что может быть общего между импрессионизмом и паровозами на вокзале? Оказывается (Моне показал это чудесным образом), самые что ни на есть прозаические вещи могут заключать в себе удивительную поэзию. Следовательно, все зависит не от объекта изображения, а от субъекта, пишущего его, не от того, что выбирается для изображения, а от того, кто на это смотрит и как это воплощает. Примечательно, что почти в это же время другой великий творец - Ж. Бизе - писал оперу «Кармен», местом действия которой оказалась ... табачная фабрика.
Нужно признать, что паровозы на этих картинах Моне выглядят не как монстры, а, можно сказать, грациозно, хотя всех в то время захватывало ощущение силы, мощи и скорости этих исполинских машин. Неслучайно одно из ранних произведений - картина У. Тернера «Дождь, пар и скорость» - было также вдохновлено этим образом и кругом мыслей. Тем не менее как во времена Тернера, так и при Моне общество считало, что данная тема далека от искусства. Зритель по прошествии полутора столетий, вероятно, в большей степени в состоянии оценить их художественную ценность, чем современники мастера.
Базиль и Камилла
Французский живописец, один из основателей импрессионизма, Клод Моне в 1865 начал работу над амбициозным проектом. Он поставил себе цель создать некую сцену в пейзаже с фигурами в натуральную величину, которая по масштабу могла бы соперничать с «Завтраком на траве» Эдуарда Мане. Но если Мане заимствовал композицию для своего знаменитого произведения из ренессансной гравюры, то Моне стремился к большей естественности и современности, поэтому отправился на пленэр. За ним в деревню последовал один из его друзей - талантливый художник Фредерик Базиль.
Холст, на котором Моне собирался написать свой «Завтрак на траве», был слишком велик, чтобы взять его с собой в лес. Поэтому автор сделал ряд этюдов на пленэре, а потом переработал их в мастерской, представленная картина - один из них. В качестве моделей он пригласил Базиля и свою возлюбленную и натурщицу Камиллу.
Терраса в Сент-Адресс
Среди импрессионистов Клод Моне (1840-1926), чья картина «Впечатление -восход солнца» и дала название живописному направлению (от французского «impression» - впечатление), был крупнейшим мастером пейзажа. Его излюбленные темы - море и цветы, и на этом полотне, написанном в ранний период творчества, Моне изобразил цветущую террасу на морском берегу. Люди на ней - это, вероятно, отец художника, дядя и кузины, но назвать картину семейным портретом нельзя, потому что все в ней подчинено пейзажу.
Сам мастер так отозвался об этом произведении: «китайская живопись с флагами». Ренуар чуть подправил его, отметив, что это - «японская живопись»: вытянутая по горизонтали композиция с морем отсылала к японским гравюрам на дереве, особенно к работам Хокусая, которые в те годы коллекционировали импрессионисты. Однако на этом сходство заканчивается, поскольку все здесь настолько залито ярким солнечным светом, что краски горят, а при взгляде на белые предметы хочется зажмурить глаза. Это настоящий гимн солнцу, которое импрессионисты почитали творцом любого цвета. В картине «Терраса в Сент-Адресс» главные действующие лица - свет и цвет, а люди - лишь часть окружающего мира, в котором равно прекрасно все, будь то волны на море, желтый зонтик или дама в белом платье под ним.
Стог сена около Живерни
Внимательно наблюдая за изменчивостью освещения, Клод Моне пришел к выводу, что в природе не существует постоянных, локальных тонов, цвет любого предмета изменчив и зависит от времени суток. С конца 1880-х художник начал работать над сериями, постоянно возвращаясь к одному и тому же пейзажному мотиву при разном освещении. В Живерни были написаны самые известные циклы его картин - «Стога», «Кувшинки», «Маки».
Картина «Стог сена около Живерни» поражает будничностью и даже некоторой случайностью выбранного живописцем мотива. Жаркое марево от раскаленного летнего солнца и тень бегущих по небу облаков изменяют привычные цвета предметов, заставляя стог сена казаться фиолетовым, а листву деревьев - синей.
Домик таможенника в Варанжевилле
Одним из шедевров французской живописи конца XIX века является картина Клода Моне «Домик таможенника в Варанжевилле». Домик стоит на самом краю холма, у подножия которой растет выжженая бурая трава. Взглянув на картину, можно почувствовать почти физическое ощущение тепла от нагретой солнцем земли, легко угадать запах высохшей травы и моря. Моне «просто» с величайшей точностью фиксирует то что видит, но его картина передает сложную, богатую гамму впечатлений, знакомых всякому. От нее веет такой непреложной правдой и полнотой жизни, что ее воспринимаешь как откровение.
Моне был главой движения импрессионистов, однако, даже если цель его, в соответствии с принципами этого направления, сводилась к тому, чтобы передать преходящее, случайное впечатление от действительности, то на деле его произведение вылилось в нечто несоизмеримо большее. Оно раскрывает перед нами жизнь природы и нашу собственную жизнь, наше отношение к природе.
Бульвар Капуцинок
Картина «Бульвар Капуцинок» - одна из самых узнаваемых работ Клода Моне. Картина относится к зрелому периоду творчества живописца.
Определённо Моне испытывал слабость к этой части Парижа – бульвар изображал он много раз в различные времена года, суток, в разных погодных условиях, любуясь, как меняется оживлённая площадь, окрашиваясь в другие цвета и оттенки.
В этой работе очевидно влияние фотографии – перед нами кадр, мгновение, выхваченное внимательным глазом художника. Такой сюжет, призванный запечатлеть сиюминутное впечатление, требовал особой техники, и Моне нашёл её.
Мастер намеренно отказывается от чётких линий, взяв за основу лишь цвет, который и создаёт на полотне город – силуэты людей, мерно двигающиеся экипажи, деревья, по диагонали пересекающие картину, возвышающиеся над бульваром дома. Моне не интересуют люди – главным героем картины становится атмосфера города, которую так легко ощутить, но так непросто изобразить.
Разглядывая картину с близкого расстояния, можно увидеть лишь мазки, короткие и уверенные, но стоит отойти на пару шагов, и картина оживает, перевоплощая мазки в оживлённо бурлящую толпу, двигающуюся по бульвару, и, кажется, можно услышать городской гул, присущий всем большим улицам. В этом и мастерство великого импрессиониста Моне.
Уголок сада в Монжероне
Картина является частью целой серии, которая была написана в период с 1876-1877 гг. специально для украшения замка Роттебург в Манжероне. Заказчиком выступал крупный финансист и меценат Э. Ошеде, человек передовых взглядов, который одним из первых сумел рассмотреть силу искусства художников-импрессионистов.
Моне всегда испытывал слабость к красоте сада, чуть позже у него будет свой собственный в Живерни, и сам живописец будет утверждать, что это лучшее из того, что он создал. Именно поэтому мастер всегда трепетно относился к изображению сада, стремясь воплотить сиюминутные впечатления от скоротечной красоты природы.
Густые заросли сада, кажется, скрывают в себе нечто таинственное, красочная фактура и мелкие мазки приводит пейзаж в движение. Издали пейзаж напоминает мозаику, пёструю и живую.
К сожалению, через несколько лет меценат разорился и все произведения искусства, украшавшие замок были распроданы. «Уголок сада» купил певец оперы Ж. Фор, впоследствии, продав её российскому меценату Ивану Морозову. После национализации, картина вошла в коллекцию Эрмитажа.
Тюльпаны Голландии
В 1871 году Клод Моне посетил «страну тюльпанов». Человек с обострённым восприятием природной красоты, любитель садов, водоёмов, затянутых кувшинками, живописец был впечатлен тюльпанами, как их несравненной красотой, так и их количеством.
Как результат поездки возникла картина «Тюльпаны Голландии», законченная в 1872 году. Автор создал целую серию работ, воспевающих красоту тюльпановых полей. В рамке одного полотна художнику удалось собрать все символы Голландии: и бесконечные просторы, и мельницы, и необъятные глазу реки тюльпанов.
Мастер не стремился к детальному описанию цветов – скорее тюльпаны предстают перед зрителем в виде яркого пёстрого одеяла, устилающего землю. Мельница и домики с крутыми крышами призваны подчеркнуть традиционный пейзаж Нидерландов.
Как и многие работы Моне, «Тюльпаны Голландии» невольно заставляют восхититься своего зрителя – какой многокрасочной и многоликой бывает природа вокруг нас. Этого и добивался живописец Моне.
Сорока
Незамысловатый сюжет, филигранно воплощённый на полотне с использованием неповторимой палитры белого во всех её вариационных возможностях – вот что такое картина Клода Моне «Сорока».
Среди белоснежного пейзажа не сразу удаётся рассмотреть птицу. Неуклюже примостившаяся на плетне, сорока, кажется, будто случайно оказалась на полотне. Сам Моне характеризовал птицу, как «одинокую ноту», которая расположилась на голой калитке, напоминающей нотный стан.
Вдохновлённый творчеством Ренуара и Писсаро, Клод Моне решает в 1868 году открыть для себя возможности белого, поставив своей целью создать зимний пейзаж, западающий в душу.
Игра со светом и тенью, использование чистых блестящих цветов создаёт неповторимую атмосферу холодного дня. Картина наполнена тем солнечным светом, ярким и греющим, который так свойственен колючему морозному деньку.
Сверкающие тона палитры и простоватый сюжет между тем вызвал бурную реакцию у публики. Однако подход Моне к изображению зимних пейзажей был весьма далёк от традиционных академических представлений официального искусства. Этим и объясняется то, что чудесная картина не была допущена к выставке 1869 года.
Трудно сказать какие ассоциации вызывала и вызывает картина у французов, но русскому человеку, рассматривающему «Сороку», неизменно приходит на ум «Зимнее утро» А.С. Пушкина.
Водяные лилии
Лилии и кувшинки особенно полюбились Моне в поздний период творчества. Всю свою жизнь Моне брал природную красоту для своих полотен из вне. Теперь же он творит её сам - поселившись в Живерни он собственноручно создаёт пруд, где разводит восхитительные водяные цветы, чтобы запечатлеть их на своих полотнах.
Вначале, он, как обычно, писал пруд с цветами на пленере, затем перешёл к полотнам особо больших размеров, но вскоре, по утверждению живописца, реальная красота от пристального взгляда начала ускользать от мастера. Именно тогда Моне вернулся в мастерскую, чтобы писать до боли знакомый пейзаж по памяти. Так появилась восхитительная серия картин «Водяные лилии», и представленная работа одна из разнообразной богатой плеяды, воплощающий данный сюжет.
Работа в мастерской принесла свои плоды – картина наполнилась теплотой, а реальное воплощение переплелось с долей абстрактности. В привычной для позднего творчества манере автор обрывает пейзаж краями картины, отказавшись от перспективы и горизонта.
Сам пруд отливает фантастичным сине-бирюзовым цветом. На этой глади видны крупные округлые листья лилий, которых отличают лишь контуры, да едва уловимое отражение неба. Особую глубину полотну придают вертикальные волнистые линии зелёного цвета, воплощающие водоросли, проступающие на поверхность. Как одинокие прекрасные жемчужные огоньки выглядывают из таинственной зелени пруда нежно-розовые и белые лилии, полностью перехватывая внимание зрителя.
Сегодня искусствоведы утверждают, что в своих работах, посвящённых водяным цветам, Моне удалось стереть границы между реализмом, импрессионизмом и абстракцией, гармонично объединив их в рамке одного полотна.
В последние годы жизни Моне писал лишь кувшинки и лилии. В своей уютной мастерской он воссоздавал всё тот же сюжет в разных вариациях, находя новые нюансы, полутона и приёмы. От этого увлекательного занятия и отвлекла его смерть.
Восход солнца
Картине с первоначальным названием «Море» было уготовано великое будущее. Несмотря на чётко выведенную дату 72, Моне ошибся, так как работа была написана в 1873 году в Гавре, где из окна небольшой гостиницы открывался чудный вид на порт.
В 1874 году картина готовилась к выставке Анонимного общества художников, и в самый последний момент Моне меняет название, которое и даст определение целому направлению живописи – «Впечатление. Восход солнца».
Удивительное полотно рождает множество эмоций. Фрагментарное рассмотрение обнаруживает некую неряшливость – быстрая техника, мелкие мазки, фигуры едва намечены. Однако новаторство было в том, что художник не копировал реальность, не стремился к достоверности, а перенёс на полотно своё впечатление от увиденного. Мастер демонстрирует неразрывную взаимосвязь между синей водой и восходом солнца. Очень сложно визуально размежевать небо и море, к горизонту все краски сливаются. В центре внимания небольшой красный диск солнца и яркие всполохи, ложащиеся неровными линиями на ребристую поверхность моря.
Все 165 полотен, выставлявшиеся вместе с «Восходом солнца» у известного фотографа Надара, подверглись жёсткой критике. Обществу, воспитанному на традиционных сюжетах и канонах живописи, были непонятны отсутствие чётких линий, пёстрый цветовой колорит и странная тематика картин. «Впечатлительные» художники с иронией и издёвкой называет их журнал «Шари-вари», ссылаясь на картину Моне, что нисколько не расстраивает молодое поколение (разве что Дега был недоволен). С тех пор они сами именуют себя «импрессионистами» (с фр. впечатление), провозглашая свободу художника от каких-либо постулатов и мнения общества.
Несмотря на то, что выставка не имела успеха, ряд картин, в том числе и «Впечатление» были куплены, пусть и за небольшие деньги. Шедевр Моне оказался у Эрнеста Ошада. В 1985 году картина была украдена из музея Мармоттан в Париже, и лишь спустя пять лет её удалось найти. В 1991 году она вновь была представлена публике.
Море
Изменчивый и безграничный водный простор, претерпевающий постоянные метаморфозы, не мог не привлекать художника Клода Моне. Ни один другой живописец не стремился так детально препарировать один и тот же пейзаж, наблюдая как меняется его лик с движением солнца по небосклону.
Море давало мастеру большой простор для творчества – неспокойные набегающие волны, в которых отображается небо, солнечные блики, гуляющие по водной глади, живописный пейзаж, постоянное волнение и движение. Уловить такие моменты задача не из лёгких, но гению Моне она была под силу.
Картина «Море» или «Утро на море» была написана в 1881 году, и эта была далеко не первая работа жанра марина. Как обычно, автор создал серию подобных картин.
Чем больше разглядываешь полотно, тем больше открывается новых элементов. Неспокойное море, пестрящее белой пеной, окружено высокими скалами. Вода написана в достаточно мрачных тонах, темно-синий, зелёный, коричневый, что указывает на пасмурную погоду – море ждёт дождя. Но переведя взгляд к горизонту, можно заметить жёлтые яркие тона, будто солнце выглядывает из-за туч, освещая неспокойные гребни, стремясь разогнать непогоду. Солнечные лучи уже озарили камни на берегу и вершины холмов.
В жизни не раз приходится наблюдать эту краткую пору, когда хмарь уступает натиску солнца. Этот короткий миг уловил своим внимательным взором Моне и сумел передать на полотне, благодаря своему неповторимому мастерству и божественному таланту.
Маки (Поле маков)
Над картиной «Маки» Моне работал в 1872-1873 гг. Художник вместе со своей семьёй поселился в местечке Аржантёй, недалеко от Парижа. Это время было достаточно благоприятным для Моне – пусть до признания было ещё далеко, но техника и мастерство достигла определённой зрелости, а внезапно свалившееся наследство от отца упрочило материальное положение и позволило свободно творить. Этот спокойный и продуктивный период продлится семь лет.
«Маки» или «Поле маков у Аржантёя» – одна из самых узнаваемых работ мастера. Сквозь высокую полевую траву, усеянную ярко-красными головками маков, бредут к зрителю молодая женщина с зонтом и мальчик в шляпе с короткими полями. Знатоку творчества Моне несложно догадаться, что это его жена Камилла и сын Жан.
Композиция имеет ярко выраженное диагональное построение, подчёркнутое маками. При этом всё композиционное решение воплощено с помощью цвета – красный организует и структурирует пространство картины. Две фигуры людей у нижнего правого угла полотна уравновешиваются двумя фигурами в начале диагонали. Моне не стал искать новую натуру, а снова изобразил жену и сына, как зеркальное отражение фигур ближнего плана.
Небо на картине изображено весьма набросочно. При рассматривании оригинала можно заметить проступающий холст, незаполненный красками. Очевидно, что автор уделял больше внимания нижней части работы, где всё выписано предельно полно и точно. Зелень изображена светлыми тонами, контрастом которой выступают тёмные вертикали деревьев, возвышающимися над полем. Совсем неслучайно появился на полотне домик с терракотовой крышей, являясь связующим звеном между передним и задним планом, благодаря цветовым «перекличкам».
Работа над картиной шла на пленере. С небольшим переносным холстом в руках Моне отправлялся к макам, стремясь запечатлеть сиюминутное впечатление, при этом гармонично скомпоновав все детали и фрагменты картины.
Картина была представлена на первой выставке импрессионистов в 1874 году.
источники: https://muzei-mira.com/
http://giverny.org/monet/welcome.htm
https://www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/resultat-collection