Пока в мире фигурного катания полная неопределённость, пока поклонники гадают, кто уйдёт, а кто останется, пока фигуристы готовятся к сезону и поступают в университеты, меняют тренеров, предлагаю вспомнить «вечное», а именно — программы, покорившие сердца миллионов. Программы Алины Загитовой, которые сделали ее олимпийской чемпионкой и чемпионкой мира, заставили говорить о себе, не оставили равнодушных, породили загиботов и медведеботов, разделили фигурнокатательный мир на несколько лагерей.
Но кто сможет так же? Появилась ли уже фигуристка, которая не только повторит успех Загитовой, но при этом привнесёт что-то своё? Мой вариант — в конце статьи.
«Дон Кихот» — конечно, номер один.
Когда я впервые увидела Алину с этой программой на одном из юниорских прокатов, то на мгновение забыла о Жене, которая блистала в то время среди взрослых. Даже пересмотрела несколько раз выступление, хотя на юниоров тогда внимания не обращала. Это потом, буквально через пару лет за юниорами стали следить, не отрываясь. ТЩК и все такое, вы понимаете.
Так вот, Дон Кихот. Алина в юниорах. Через год — олимпиада. И эта программа просто вау. Когда сшили новое платье, то стало ещё лучше. Олимпийский прокат это доказал. Я, кстати, вздрагиваю до сих пор, когда его смотрю, и Алина вместо каскада «лутц—риттбергер» делает один лутц... Знаю, что все закончится хорошо, но все равно нервничаю. И, мне кажется, именно этот маленький изъян делает прокат особенным. Алина катала безошибочно произвольную весь сезон, но на олимпиаде дрогнула. Но не так, чтобы упасть, а так, чтобы получился шедевр. Ведь не зря говорят, что в искусстве не бывает ничего идеального. У неё получилось именно это. Не технично выверенный прокат, а вот такой, с изюминкой, которую кто-то мог и не заметить, если бы комментаторы не рассказали. Так что Дон—Кихот для меня остаётся вершиной. Кстати, недавно в Вологде была театральная выставка, на которой представили пачку Майи Плисецкой. Ребята, я все сразу поняла! Вот откуда оно!
«Кармен» — номер два.
Если честно, то воспоминания от этой программы немного тяжелые. Сказывается то, как катала Алина весь сезон. Я помню неудачи, помню напряжение, с которым она подходила к чемпионату мира. Это все чувствовалось даже у экрана телевизора. Но прокат держал до последней секунды, а то, как Алина после смотрит наверх и что-то шепчет? Мурашки! Я не знаю, много ли там Кармен, но эмоций — через край. Скорее нечто лично важное для Алины, личная борьба за пьедестал, не за любовь, или уж, если хотите, то абстрактно — за любовь ко льду. Я пересматривала запись несколько раз и каждый — с тем же чувством, что во время прямого эфира. Взгляд Алины — самое пронзительное в этой программе.
«Я ухожу» — короткая программа незаконченного сезона.
Очень люблю. Причём, спустя время отчетливее видно, как органична Алина и эта необычная музыка. Очень жаль, что прокатов было так мало. Кажется, что до конца раскрыть весь потенциал хореографии, артистизма, техники фигуристка просто не успела. Но посыл понятен. Он очень трогательный, немного трагичный, грустный. Платье — шикарное. И Алина в нем тоже.
И вот вопрос — кто сможет лучше? Кто сможет так же?
Также по—разному и также завораживающе? Два с половиной сезона среди взрослых Алины Загитовой на льду — для многих фигуристок — целая жизнь. Тем и особенна эта чемпионка. Пережить так много за такое короткое время. Сейчас много говорят о Камилле Валиевой — юниорке Этери Тутберидзе. На мой взгляд — прекрасная фигуристка. «Девочка на шаре» — уже запомнилась. Но у неё другие интонации катания, скажем так, взгляд другой, устремления. Из бывшего ТЩК, по ощущениям, мне видится, что Аня Щербакова может раскрыться до уровня Алины. Из девочки, которая вроде все может, но как будто немного на вторых ролях. Всё-таки скромность и трудоголизм никто не отменял как путь к вершине. Именно это мне всегда нравилось в Алине.