#армия #смех сквозь слезы
Сколько существовали Вооруженные Силы СССР, столько и шли споры-разговоры о том, что политорганы – аппендикс, мешающий работать, что все замполиты бездельники и бездари, и вообще – «козлы». Не хочу здесь «влазить в дебри», но мое мнение уже сформировалось, благо жизненный опыт службы в разных ипостасях и возраст мой позволяют иметь свой взгляд и свое мнение на все эти вопросы.
Существует аксиома, что у каждого спора есть две правды. Все, действительно, не однозначно. Сейчас на экранах ТВ идет много сериалов - и «ментовских», и военных. Практически, во всех – рано или поздно появляются или «уэсбэшники», или «особисты». Главные герои, понятно, в основном, все позитивные, а эти прямо показаны исчадиями «ада». Такие же проскакивают и «комиссары». Иногда покажут своенравных высокопоставленных начальников. И баста!
А по идее весь вопрос в том – кто, кому, когда на «хвост наступил» (я не беру опять-таки политическую обстановку в государстве и репрессионный процесс). Отсюда и обиды, которые проявляются где угодно и в чем угодно. Даже у сценаристов в фильмах. Забавно наблюдать, как по ходу сериала герои меняются чуть ли не на 180 градусов. Французы в свое время на эту тему создали прикольный фильм-комедию с Жан-Полем Бельмондо «Великолепный» - там сценарист «отрывается» на своем главном герое по-полной – то он у него супер-агент, то совсем никакой.
В жизни же сценаристом является сама жизнь. «Пушистеньких» особей в среде людей в природе не существует. Мы все – разные. И работа у нас – разная. И методика – тоже разная. И негодяи есть в независимости от пола, вероисповедания, национальности, а, тем более, профпринадлежности.
Такое вот предисловие к истории, которая случилась уже много лет тому назад. И в благословении ее поучаствовали все категории военных начальников на уровне командного состава армии.
До сих пор не могу понять, чем они руководствовались, эти начальники, назначая проведение партийной конференции в аккурат после Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота. Сегодня 23-го февраля – во вторник – был праздник, а завтра 24-го – в среду – была назначен этот партфорум!!!
По всей видимости, идея заключалась в том, что готовясь к этому важнейшему мероприятию, сознательность каждого члена партии должна была «заглушить» «низменное» желание офицеров-прапорщиков отметить свой профессиональный праздник «как положено», тем более в период активной борьбы с употреблением алкоголя…
Кстати, говоря о всевозможных армейских «совещаловках» в целом вообще, я всегда поражался крепости мочевых пузырей и желудков наших членов военного совета, когда они проводили свои совещания (наверное, это все-таки особая каста!). Подчиненные люди приезжали за триста километров в армейский штаб, чтобы непосредственно услышать «мудрые указания» или получить «и в хвост, и в гриву» за что-либо. А их, наших «кормчих» совершенно не волновало, когда приехавшие люди завтракали, на «горшок» ходили или хотят сходить, хотят ли выйти перекурить (конечно, курение - это зло! - но куда от него денешься, если к этому общество приучало веками, и не все сознательные…), или просто «ноги и спины размять». Часами тянулись эти бесконечные «разборки полетов», потом быстренько перекусили – и по-новой.
Впервые оказавшись на заседании Военного совета, я немного был, выражаясь литературным языком, обескуражен, когда мой мудрый седой командир, только лишь присев на свое место, закрыл глаза и задремал. Потом он мне объяснил:
-Каждый совет строиться по одному и тому же принципу: это – показательная «порка» и отсюда соответствующие вопросы, которые здесь рассматриваются: как и почему это случилось, кто виноват и как этого не допустить в дальнейшем. Все. Все серьезные вопросы по боевой подготовке всегда решаются в рабочем порядке.
Нда…
А тут нас решили повести на встречу ХIХ всесоюзной партийной конференции Коммунистической партии Советского Союза. На следующий день после НАШЕГО ПРАЗДНИКА!
По сути, все противилось этому…
Утро 24-го февраля не задалось сразу. Поскольку нами было принято решение ехать на «цуге» (поезде; дело было в ГСВГ)), до ближайшего вокзала нашу делегацию из трех человек повезла «дежурка» (ЗИЛ-157 с кунгом, в котором мы и разместились). На шестом километре (до станции было 18 км), благо прямо в городке с моим другом бургомистром, наш «захар» просто заглох и больше не подавал признаков жизни. А время тикало…
Время было очень утреннее… Слава Богу, немецкое население – пташки ранние, и я без зазрения и всякой совести постучался в дом Ганса- бургомистра. Тот в ситуацию «въехал» сразу (чувствовалась, что человек много лет прослужил в погонах), тут же с полуоборота завел свой «трабантик» (в тот момент еще Данила, старшина роты, один из нашей «тройки», повосхищался немецкой техникой, которая так резвенько «стартонула» в такой крепенький морозчик - было, действительно, непривычно холодно в ту пору для этих мест) и…
Посмотрев на часы, мы поняли, что на поезд не успеваем…
Ганс подъехал к какому-то геноссе, который оперативно собрался и выкатил из гаража «Москвич 2140», чтобы отвезти нас уже прямо на конференцию. Мы благополучно разместились в машине... Но тут машина Ганса не захотела заводиться…сел АКБ (он именно сегодня планировал его заменить). Поросил его подтолкнуть…Двадцать минут ушло на «заводку»! Время уже начало ускоряться!
Тем не менее, мы буквально в последний момент влились в последние ряды потока таких же, как мы «несчастных», заходивших в зал. Наши организмы за время пути даже успели отдышаться после «заводки» авто бургомистра и «выдышаться», насколько это было возможно после двухдневных «торжественных» заседаний в честь нашего праздника с нашими немецкими товарищами (кстати, они нам, «делегатам», очень сочувствовали!). Места были «расписаны», поэтому быстренько заняли свои и, оглянувшись по сторонам, поздоровавшись с соседями, даже успели поделиться друг с другом своими «скромными» желаниями – эх, кофейку бы или минералочки! а еще лучше пивка! Такие желания почему-то были у всех окружающих…
По всей видимости, похожее состояние было у организаторов... Об этом можно было судить хотя бы потому, что нас даже не предупредили о том, что от нашей делегации кто-то должен «заседать» в президиуме (обычно такие вещи согласовывались по тем временам заранее). Поэтому мы и «прозевали» тот момент, когда Данилу позвали «в почет». Благо услышали наши соседи и нас «подтолкнули». Данила вскочил с места и бодренько умчался в президиум. Но было поздно… поздно было занять местечко где-нибудь в заднем ряду на сцене…
Единственное свободное место за президиумным столом оказалось крайним…со стороны трибуны, к которой вышел, как раз, с докладом член военного совета – начальник политотдела армии, а слева от нашего делегата занял место замкомандующего армией! Данила был зажат с обеих сторон «в клещи».
Подложив под левую щеку левую руку, он «с огромнейшим интересом» буквально «внимал» каждое слово докладчика (просто боялся дышать в сторону генерала слева, да и вправо выдыхать а тот, как назло, начал интересоваться – «откуда хлопцы будете» и «как дела в роте»).
С трудом, огромным трудом все дождались перерыва. Напоследок еще услышав один «перл» из уст начпо, когда выслушав очередного выступающего – командира одной из дивизий, который, конечно же, очень грамотно доложил о ходе боевой и политической – тот выдал:
-А почему не прозвучало ничего о подготовке к ХIХ всесоюзной партийной конференции?
Комдив с огромным удивлением посмотрел на говорившего и тут же (парень битый не единожды!):
-Вся эта наша работа офицеров и прапорщиков, всего личного состава дивизии направлена на достойную встречу ХIХ всесоюзной партийной конференции КПСС!
-Вот! Другое дело! – резюмировал начальник политотдела.
Мы не знали – плакать или смеяться в этой ситуации.
А тем более, когда вошли в зал после перерыва – там стоял такой «духан», что в пору было закусывать.
Что мы и сделали в привокзальном гаштете при возвращении домой в гарнизон. Понятно, что не только закусили...
В общем еще один эпизод из службы в ГСВГ – в памяти на всю жизнь…
Новые истории читайте на моём канале ЮСТВ yz - zen.yandex.ru/iuraseverin
Там же ВЫ сможете посмотреть телепередачи и познакомиться с интересными людьми!