В 1898 году молодой русский художник Александр Николаевич Бенуа, вернувшись из Франции, где со своими друзьями написал целую серию картин, посвященную паркам и прогулкам короля Людовика XIV, назвав её «Версальские серии», сформировал сообщество художников, тяготеющих к красоте в классическом понимании этого слова и вдохновленных новыми идейными направлениями из Европы. "Мир Искусства", так был назван этот журнал, противопоставлял эстетизм и красоту примитивной, отталкивающей пропаганде.
Все амбиции живописцев, вопреки тому тяжелому времени, концентрировались исключительно в области эстетики. Участники сообщества не принимали тенденциозность передвижников и пропагандировали новое русское и западноевропейское искусство. Романтизм, символизм и другие проявления модерна — только все самое красивое и утонченное в живописи, начисто лишенное социального или идеологического контекста. Словно пытаясь избежать мыслей о тревожных настроениях на рубеже столетий, они обращали взор в прошлое, казавшееся беззаботным временем.
Один из основателей сообщества Сергей Павлович Дягилев, театральный, музыкальный и художественный деятель, внес крупный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом и привлечению к публикации в нем иностранных мастеров.
Плод их трудов в кратчайшие сроки был замечен массовой аудиторией, которой так не хватало той искренности в живописи во время повсеместных провокационных плакатов, посвященных трудной ситуации в стране.
Журнал несколько раз за свою историю менял облик, однако получил известность, выпускаясь ежемесячно в толстом переплёте. В главном и, соответсвенно, роскошном художественном отделе принимали участие такие известные художники, как И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие.
К сожалению, великие умы часто расходятся во мнении. Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди участников «Мира искусства» привело к выделению нескольких групп, что привело к созданию в 1904 году отдельных журналов «Новый путь» и «Весы», а финансовые проблемы не позволили продолжать журнал.
"Мир искусства», хоть и просуществовал в рамках первоначальной идеи всего менее десятка лет, успел стать решающим фактором в созревании и становлении русского модерна на рубеже веков. Позднее искусствоведы признали журнал, как классический образец русского искусства конца XIX — начала XX веков.