Найти в Дзене
Записки белокнижника

Над пропастью во ржи - роман о переходном возрасте или намного больше?

Оглавление

Перечитывать роман «Над пропастью во ржи» («The Catcher in the Rye») на английском одно удовольствие. Язык настолько естественный, без какой-либо претензии на что-то, с использованием ругательств и разговорных фраз, очень хорошо передает речь подростков («It killed me», ‘lousy’, ’that kind of crap’, ‘as touchy as hell’) и задает соответствующее настроение.

Это не подростковая проза!

Безусловно, герой депрессивный человек, который видит слишком много плохого в мире. Однако ошибочно было бы считать прозу Сэллинджера подростковой. По-настоящему понять ее может лишь зрелый человек.

Ведь при помощи такого «подросткового» взгляда на жизнь Сэллинджер привлекает внимание читателя ко лжи, лицемерию, конформизму и многим другим порокам американского буржуазного общества. Так, он описывает директора школы: он любезно встречает и общается с красивыми и богатыми родителями, но если он встречает родителей, которые выглядят старыми или смешными, то с ним просто здоровается за руку и улыбается, и все.

Холден не может равнодушно смотреть на это, его всего выворачивает от такой несправедливости и лицемерия (I can't stand that stuff. It drives me crazy. It makes me so depressed I go crazy).

Глобальные потрясения юности, которые с годами забываются, показаны в мельчайших подробностях

Он также великолепно показывает, через какие глобальные потрясение проходит каждый человек, когда превращается из ребенка во взрослого. Как сильно должна измениться картина мира ребенка, чтобы принять взрослый мир со всеми его недостатками! Ведь до этого он видел только положительные качества в людях, замечал в жизни только хорошее.

Но вот ребенок превращается во взрослого, и первое, что он должен понять, так это то, что все люди лгут, и большинству из них нет дела друг до друга, и все делают то, что им не нравится, потому что "так нужно". Ну и главное, что самому этому "бывшему ребенку" нужно стать таким же лгуном и притворщиком и перестать замечать несправедливость этого мира на каждом шагу, чтобы в конечном итоге влиться в струю.

Почему роман так называется и почему у Холдена такая странная мечта?

Самые теплые эмоции у главного героя Холдена связаны с его сестрой Фиби, что неудивительно, ему по духу дети намного ближе, потому что они честные, открытые, эмоциональные. И мечта Холдена - спасать (ловить) детей, прыгающих с высокой карусели над пропастью во ржи. Только такая работа приносила бы ему удовольствие, как сам Холден признался. Через эту метафору, абсурдную мечту передано страстное стремление писателя к таким качествам, как невинность и честность, которые есть в детях, но которых нет во взрослых.


Каждая мелочь в восприятии подростка прописана

И все-таки роман признан шедевром не только из-за ругательств и разговорной лексики. Холден описывает мир в точности так, как его видел бы подросток/ребенок. Он замечает все до мельчайших деталей, и все запоминает. Маленькие дети именно так воспринимают мир: замечают все то, что мы, взрослые уже давно не видим, потому что делали это миллион раз. Так и Холден обращает внимание на каждую мелочь, и все с эмоциями, что делает роман очень психологичным.

Так, он сильно заостряет внимание на то, как его учитель кидает книги, журналы на кровать, но все время мимо. Как парень из его общежития никогда не чистит зубы и уши, но зато изо всех сил старается держать ногти чистыми, при этом стрижет их в комнате Холдена не над столом. Другой приятель из общежития никогда не скажет про тебя лишнего, если ты попросишь, но просто потому, что ему нет дела до тебя. И он же может часами вертеться перед зеркалом. И так каждый персонаж - проработан до мелочей, и каждого мы видим глазами Холдена и соглашаемся с тем, что именно так думал бы депрессивный подросток, вспоминая самих себя в угнетенном состоянии в этом возрасте.

Кому читать роман?


Столкнулась с мнением, что этот роман стоит читать людям не юным, с окрепшей психикой. Наверное, в целом я согласна с этим, и не всем подросткам эта книга пойдет на пользу, потому как, делая акцент на всех извечных проблемах мира и разнице в восприятии окружающих между ребенком и взрослым, она не предлагает никакого решения, отчего может некоторых подростков поставить в еще больший тупик, усугубить депрессивные состояния.