Найти тему

Загадки дома на Новой Басманной

Коль скоро мы заговорили об архитектурной эклектике в Москве, хочется рассказать об одном уникальном особняке - доме Стахеева на Новой Басманной, 14.

Здание построено в 1898 году архитектором М.Ф. Бугровским в стиле неогрек - одном из направлений господствовавшей в те времена эклектики.

Вокруг дома был обширный сад, но в настоящее время бОльшая его часть вошла в состав соседнего городского парка - Сада им. Баумана. Осталась только небольшая лужайка, отделяющая дом от Новой Басманной улицы.

Дом хорошо виден с улицы и привлекает внимание своей строгой и изысканной красотой.

Однако главное в этом доме - его интерьеры. Это настоящий дворец, внутренне убранство которого говорит не только о богатстве, но, по счастью, и о хорошем вкусе хозяина.

А хозяин этого дома - персонаж весьма примечательный.

-2

Николай Дмитриевич Стахеев - один из богатейших людей России, владелец золотых приисков и нефтяных месторождений, компаний по торговле хлебом, чаем, строительными и отделочными материалами, успешный бизнесмен, как теперь бы сказали, в сфере недвижимости (ему принадлежало несколько доходных домов в Москве, в частности, дом на Мясницкой, в котором нынче находится магазин Библио-Глобус).

И одновременно - меценат и ценитель искусства. Его мама была родной сестрой художника И. Шишкина. Возможно, отсюда художественный вкус и интерес к живописи, коллекционированием которой Николай Дмитриевич увлекался.

Один был дефект у Стахеева как у коммерсанта - он был азартный игрок. Это обстоятельство сыграет свою роль в истории его жизни, но об этом чуть-чуть позже.

А сейчас войдём в дом. Там есть чем полюбоваться.

-3

Парадная мраморная лестница не реставрировалась с момента постройки особняка. Ни одного скола! В это трудно поверить.

Кстати, именно в особняка Стахеева снимались кадры фильма "Семнадцать мгновений весны", связанные с резиденцией Геринга "Каринхалл". В фильме можно увидеть эту самую лестницу.

-4

После революции многие предметы интерьера, которые можно было унести, пропали из особняка. Но вот этот канделябр на парадной лестнице чудесным образом сохранился.

-5

Роскошный витражный плафон над верхней площадкой парадной лестницы.

Совершенно замечательна столовая, оформленная в стиле рококо.

-6

Вот так выглядит плафон в столовой.

-7

А вот такие ножки у обеденного стола.

-8

Шкафчик из столовой сохранился от первоначальной обстановки. На момент национализации он был совсем новеньким, к тому же без позолоты, поэтому, вероятно, не показался ценным большевистским "экспертам" и был оставлен в особняке.

-9

А это стулья из столовой.

Вот о них есть смысл поговорить поподробнее.

12 стульев. Это не мастер Гамбс, за гарнитуром которого охотились герои романа Ильфа и Петрова. Всю мебель для столовой, в том числе, стулья изготовили в Городецкой артели близ Нижнего Новгорода.

Однако стулья эти отсылают нас к одной городской легенде, связанной с домом Стахеева.

Мы уже упоминали, что наш герой был отчаянным игроком, который проигрывал в Монте-Карло суммы, превышавшие стоимость строительства Ливадийского царского дворца. Ещё до первой мировой войны Н.Д. Стахеев уехал заграницу, и там, предавшись своему пагубному увлечению, проиграл существенную часть своего состояния.

Так вот легенда гласит, что в 1918 году Стахеев инкогнито (!) приехал в Москву, чтобы тайно (!!) проникнуть в особняк и забрать спрятанные там ценности. Поистине, романтичный сюжет. Дальше - более практично и ближе к реальности: прямо на улице Николай Дмитриевич был задержан патрулём и препровождён на Лубянку. И там он якобы имел беседу с Дзержинским и договорился, что его отпустят на все четыре стороны в обмен на информацию о том, где находится тайник с драгоценностями. В общем, откупился. А на найденные в особняке сокровища был построен Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади.

Что тут правда, что - вымысел, понять трудно. Многие исследователи пытаются разгадать эту загадку, но пока достаточно убедительных свидетельств так и не найдено.

Однако считается, что этот сюжет стал известен Ильфу и Петрову и лёг в основу романа "12 стульев".

Любопытно, что и сам дом Стахеева после национализации был передан Наркомату путей сообщения, а с 1940 года там существовал и до сих пор существует клуб детей железнодорожников. Словом, железнодорожная тема постоянно присутствует.

И ещё одна занятная вещь: реставраторы обнаружили на стульях столовой многочисленные следы надрезов ткани обивки. И пружины сидений были деформированы, как будто их раздвигали. Искали драгоценности? Интересно, до публикации романа Ильфа и Петрова или после?

Однако вернёмся от городских легенд в реальный особняк.

-10

Пожалуй, главным его украшением является готический зал с великолепными оконными витражами.

-11

Во времена Стахеева в готическом зале устраивались музыкальные вечера и танцы. Сейчас музыкальные вечера тоже бывают, однако рояль уже не стахеевский.

-12

Вот такие стулья стоят в готическом зале. Но в них драгоценности не искали. Всё-таки привлекал именно столовый гарнитур.

-13

Люстра - ещё один счастливо сохранившийся предмет интерьера, который почему-то никто никуда не утащил после национализации.Эта люстра - настоящее произведение искусства.

-14

А это отражение люстры в стекле превосходного буфета, выполненного в готических формах.

Ну, и конечно - камин. Знаменитый камин, который фигурировал в несметном количестве фильмов.

-15

Интересно, что камин за всё время существования особняка ни разу не перекладывался. Что не мешает ему нормально функционировать и сегодня. Вот такое качество исполнения.

Не обошлось в особняке без курительной комнаты, оформленной в модном по тем временам мавританском стиле.

-16

Одним словом, интерьеры дома Стахеева - это энциклопедия интерьерной моды конца 19 - начала 20 века, а также музей декоративно-прикладного искусства.

Хотя бы один раз надо обязательно побывать здесь. Правда, экскурсии сюда редки, и попасть на них - большая удача. Но если постараться, то можно. В Москве есть некоторые туристические фирмы, которые время от времени организуют такие мероприятия.