Коль скоро мы заговорили об архитектурной эклектике в Москве, хочется рассказать об одном уникальном особняке - доме Стахеева на Новой Басманной, 14.
Здание построено в 1898 году архитектором М.Ф. Бугровским в стиле неогрек - одном из направлений господствовавшей в те времена эклектики.
Вокруг дома был обширный сад, но в настоящее время бОльшая его часть вошла в состав соседнего городского парка - Сада им. Баумана. Осталась только небольшая лужайка, отделяющая дом от Новой Басманной улицы.
Дом хорошо виден с улицы и привлекает внимание своей строгой и изысканной красотой.
Однако главное в этом доме - его интерьеры. Это настоящий дворец, внутренне убранство которого говорит не только о богатстве, но, по счастью, и о хорошем вкусе хозяина.
А хозяин этого дома - персонаж весьма примечательный.
Николай Дмитриевич Стахеев - один из богатейших людей России, владелец золотых приисков и нефтяных месторождений, компаний по торговле хлебом, чаем, строительными и отделочными материалами, успешный бизнесмен, как теперь бы сказали, в сфере недвижимости (ему принадлежало несколько доходных домов в Москве, в частности, дом на Мясницкой, в котором нынче находится магазин Библио-Глобус).
И одновременно - меценат и ценитель искусства. Его мама была родной сестрой художника И. Шишкина. Возможно, отсюда художественный вкус и интерес к живописи, коллекционированием которой Николай Дмитриевич увлекался.
Один был дефект у Стахеева как у коммерсанта - он был азартный игрок. Это обстоятельство сыграет свою роль в истории его жизни, но об этом чуть-чуть позже.
А сейчас войдём в дом. Там есть чем полюбоваться.
Парадная мраморная лестница не реставрировалась с момента постройки особняка. Ни одного скола! В это трудно поверить.
Кстати, именно в особняка Стахеева снимались кадры фильма "Семнадцать мгновений весны", связанные с резиденцией Геринга "Каринхалл". В фильме можно увидеть эту самую лестницу.
После революции многие предметы интерьера, которые можно было унести, пропали из особняка. Но вот этот канделябр на парадной лестнице чудесным образом сохранился.
Роскошный витражный плафон над верхней площадкой парадной лестницы.
Совершенно замечательна столовая, оформленная в стиле рококо.
Вот так выглядит плафон в столовой.
А вот такие ножки у обеденного стола.
Шкафчик из столовой сохранился от первоначальной обстановки. На момент национализации он был совсем новеньким, к тому же без позолоты, поэтому, вероятно, не показался ценным большевистским "экспертам" и был оставлен в особняке.
А это стулья из столовой.
Вот о них есть смысл поговорить поподробнее.
12 стульев. Это не мастер Гамбс, за гарнитуром которого охотились герои романа Ильфа и Петрова. Всю мебель для столовой, в том числе, стулья изготовили в Городецкой артели близ Нижнего Новгорода.
Однако стулья эти отсылают нас к одной городской легенде, связанной с домом Стахеева.
Мы уже упоминали, что наш герой был отчаянным игроком, который проигрывал в Монте-Карло суммы, превышавшие стоимость строительства Ливадийского царского дворца. Ещё до первой мировой войны Н.Д. Стахеев уехал заграницу, и там, предавшись своему пагубному увлечению, проиграл существенную часть своего состояния.
Так вот легенда гласит, что в 1918 году Стахеев инкогнито (!) приехал в Москву, чтобы тайно (!!) проникнуть в особняк и забрать спрятанные там ценности. Поистине, романтичный сюжет. Дальше - более практично и ближе к реальности: прямо на улице Николай Дмитриевич был задержан патрулём и препровождён на Лубянку. И там он якобы имел беседу с Дзержинским и договорился, что его отпустят на все четыре стороны в обмен на информацию о том, где находится тайник с драгоценностями. В общем, откупился. А на найденные в особняке сокровища был построен Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади.
Что тут правда, что - вымысел, понять трудно. Многие исследователи пытаются разгадать эту загадку, но пока достаточно убедительных свидетельств так и не найдено.
Однако считается, что этот сюжет стал известен Ильфу и Петрову и лёг в основу романа "12 стульев".
Любопытно, что и сам дом Стахеева после национализации был передан Наркомату путей сообщения, а с 1940 года там существовал и до сих пор существует клуб детей железнодорожников. Словом, железнодорожная тема постоянно присутствует.
И ещё одна занятная вещь: реставраторы обнаружили на стульях столовой многочисленные следы надрезов ткани обивки. И пружины сидений были деформированы, как будто их раздвигали. Искали драгоценности? Интересно, до публикации романа Ильфа и Петрова или после?
Однако вернёмся от городских легенд в реальный особняк.
Пожалуй, главным его украшением является готический зал с великолепными оконными витражами.
Во времена Стахеева в готическом зале устраивались музыкальные вечера и танцы. Сейчас музыкальные вечера тоже бывают, однако рояль уже не стахеевский.
Вот такие стулья стоят в готическом зале. Но в них драгоценности не искали. Всё-таки привлекал именно столовый гарнитур.
Люстра - ещё один счастливо сохранившийся предмет интерьера, который почему-то никто никуда не утащил после национализации.Эта люстра - настоящее произведение искусства.
А это отражение люстры в стекле превосходного буфета, выполненного в готических формах.
Ну, и конечно - камин. Знаменитый камин, который фигурировал в несметном количестве фильмов.
Интересно, что камин за всё время существования особняка ни разу не перекладывался. Что не мешает ему нормально функционировать и сегодня. Вот такое качество исполнения.
Не обошлось в особняке без курительной комнаты, оформленной в модном по тем временам мавританском стиле.
Одним словом, интерьеры дома Стахеева - это энциклопедия интерьерной моды конца 19 - начала 20 века, а также музей декоративно-прикладного искусства.
Хотя бы один раз надо обязательно побывать здесь. Правда, экскурсии сюда редки, и попасть на них - большая удача. Но если постараться, то можно. В Москве есть некоторые туристические фирмы, которые время от времени организуют такие мероприятия.