Найти в Дзене
Закрытая книга

Как определить по аннотации и обложке, какая книга перед вами?

Оглавление
Представим, что ваш друг посоветовал вам книгу, и вы ей заинтересовались. Проблема в том, что жадный автор не потрудился предоставить вам ознакомительный фрагмент достойного размера (по имеющемуся же можно определить только если уровень грамотности писателя), и для беглой оценки вам остается лишь аннотация.

Рассмотрим предварительную оценку «кота в мешке» на этом примере:
В активе имеется невнятное название, обложка, которая может равновероятно отражать и не отражать содержание (ну не «альфа-книга» издавала, а к другим художникам доверия нет и быть не может, они чаще даже не читают то, о чем рисуют).

Представим, что книга вышла недавно и отзывов на неё нет.

Задача — понять, что перед вами. Хотя бы примерно.

Итак, мы видим нечто следующего типа:

Книгу выбрал случайно из библиотеки, потому что почему бы и не да?
Книгу выбрал случайно из библиотеки, потому что почему бы и не да?
Небольшой лайфхак: простейший способ «сохранить» статью, если у вас остановка на метро — сделать репост в любой соцсети на свою страницу. Так вы её точно не «потеряете» на пути до дома.

Определяем сеттинг

В этом плане здесь, на удивление, всё довольно подробно. Главное, что можно вытащить из аннотаций это:

  • Тип мира (история/альтистория/фантастика/фэнтези/etc)
  • Примерное время действия
  • Примерное место действия
  • Уровень развития мира

Для предварительной оценки этого необходимо и достаточно, если учитывать анализ сюжета, о котором дальше.

В целом по аннотации чаще всего всё же можно понять, интересен ли вам мир, где происходят события?

Пытаться проникнуться атмосферой книги через обложку с аннотацией — всё равно, что пытаться прочувствовать атмосферу незнакомого места через подмалёвок трезвого художника.
На зарисовке, если кому интересно, Таллин.
Пытаться проникнуться атмосферой книги через обложку с аннотацией — всё равно, что пытаться прочувствовать атмосферу незнакомого места через подмалёвок трезвого художника. На зарисовке, если кому интересно, Таллин.

Определяем сюжет

А вот с этим, как правило, сложнее, так как нередко «аннотаторы» или просто нагло врут, или искажают последовательность событий (последнее, к слову, представлено в нашем случае).

Так как «рассказчик ненадёжен», а с другими источниками выбор, прямо скажем, небогат — придётся заняться «занимательной комбинаторикой», пытаясь понять, кто и где соврал.

Всего в этом плане у нас есть четыре источника, и все четыре могут врать: аннотация, ознакомительный фрагмент, обложка, «жанровый блок».

Задача — собрать из этого всего целостную, непротиворечивую картину хотя бы о завязке. Задача, понятное дело, усложнена тем, что жадный издатель оставил в «фрагменте» полторы страницы.

С чего начать?
Читаем аннотацию и смотрим на обложку, пытаясь сопоставить то, что на ней изображено с тем, что написано в аннотации. После полома мозга подключаем информацию о жанре, пытаясь уточнить ситуацию.

Чаще всего ситуацию уточнить не получается, так как жанры проставляются если и не от балды, то близко к этому.

Тогда остаётся только добавить к образу ознакомительный фрагмент и надеяться, что «пазл» хоть как-то соберётся.

На основе же знаний о сюжете и сеттинге уже можно хотя бы предварительно принять решение, надо оно вам или нет.

Ознакомительный фрагмент чаще всего вызывает именно такие ощущения: ты успел увидеть поезд и мучаешься, пытаясь понять, откуда он, куда, зачем... Кот в мешке.

Тебя вынуждают заниматься мысленной эквилибристикой и искать ответы самому... Или просто купить с риском потерять деньги впустую. Капитализм!
Ознакомительный фрагмент чаще всего вызывает именно такие ощущения: ты успел увидеть поезд и мучаешься, пытаясь понять, откуда он, куда, зачем... Кот в мешке. Тебя вынуждают заниматься мысленной эквилибристикой и искать ответы самому... Или просто купить с риском потерять деньги впустую. Капитализм!

На прикладном примере

Вернёмся к карточке из начала и рассмотрим её внимательнее. Начинаем разбор.

Сеттинг:

Предположительно конец 20-х альтернативной реальности, где в известный нам мир как-то попала магия. При этом большинство населения (всё ещё?) пользуется технологическими достижениями цивилизации.
Для работы местной магии зачем-то нужны бриллианты, которых категорически не хватает, но которые всё ещё разрешены к продаже частным лицам (Магия не так сильна? Расходуются ли камни после применения?)

Завязка сюжета:

Некий известный грабитель прибывает в Каир (упомянуто дважды, как Каир и Большой Каир, в чём разница?) (почему его не арестовали по розыскному листу на таможне?), чтобы совершить ограбление века — украсть те самые бриллианты (аннотация врёт? В озн. фрагменте нет ни намёка на это, обложка и фрагмент скорее намекают на какую-то любовную историю).

Обещают драки, погони и перестрелки на протяжении всей книги (с кем? Судя по упоминанию сицилийской мафии — что-то пошло не так с самого начала).

Итоги:

На основании этого «анализа» уже понятно больше, нежели говорится в самой аннотации. В принципе — уже можно принимать решение «брать/не брать», если нету отзывов-рецензий.

***

Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи

—>Какова мотивация по-настоящему плохих авторов, и что движет графоманом?
—>
Как оптимизировать вашу электронную библиотеку за пять минут
—>
Как отличить хорошую книгу от плохой, не открывая?

Хобби
3,2 млн интересуются