Найти тему
Центр Агроаналитики

Вера Мухина: «Крестьянка» в Ватикане

Оглавление

«Центр Агроаналитики» продолжает серию публикаций о соцреалистах, творчество которых было связано с сельской тематикой. Сегодня расскажем о Вере Мухиной.

«Рабочий и колхозница»
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

Все знают Веру Мухину (1889–1953) — знаменитого советского скульптора — по монументу «Рабочий и колхозница», ставшему символом советской эпохи.

Композиция создавалась для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Окончательное согласование проекта было длительными, в итоге монумент делали в авральном режиме всего за три недели.

Для перевозки деталей скульптуры в Париж понадобилось 28 вагонов. На выставке композиция произвела фурор, французы предложили ее выкупить, но советские власти отказали.

 «Крестьянка»
«Крестьянка»

«Крестьянка»


Также Вера Мухина отлила примечательную фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября.

В 1934 году «Крестьянку» экспонировали на XIX Международной выставке в Венеции (Венецианская биеннале), после чего продали в музей итальянского города Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан, где и находится до сих пор. Для Третьяковской галереи отлили копию.

«Хлеб»
«Хлеб»

«Хлеб»

В 1963 году рядом с входом в парк Дружбы в Москве (станция метро «Речной вокзал») установлена скульптура «Хлеб» Веры Мухиной: две молодые девушки поднимают над головой огромный сноп колосьев.
Неподалеку от нее установили композицию «Плодородие», изображающую парня и девушку, которые держат над головами корзину с плодами.

«Плодородие»
«Плодородие»

Гран-при на выставке моды в Париже

Однако Вера Мухина была еще и дизайнером одежды, во многом определившим моду рабоче-крестьянского народа.

-5

В 1920-е годы она работала с Надеждой Ламановой (модельером, которая раньше одевала царскую семью). Вместе они издали альбом моделей «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды, например кафтана из двух владимирских полотенец, а также платья, которые мы бы сегодня назвали платьем-трансформером (рабочее платье превращалось в вечернее).

-6

В 1925 году на всемирной выставке декоративных искусств в Париже они представляли «крестьянскую» коллекцию в стиле а-ля рюс. Это была женская одежда с деревянными пуговицами из дешевых грубых материалов: ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, а также аксессуары: шляпы из рогожи, пояса, оформленные крашеным горохом, украшения из бечевки и соломы, бусы, скатанные из хлебного мякиша.

-7

Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной петушиный узор. Французы советскую рабоче-крестьянскую одежду, которая там конкурировала с изделиями именитых французских Домов мод, оценили и присудили ей Гран-при.

Вера Мухина
Вера Мухина

А что думаете вы?

Видели ли вы знаменитые скульптуры Веры Мухиной? Что в них особенно впечатлило?

Как оцениваете дизайн платьев Веры Мухиной? Мог бы он стать популярным и сегодня