«Центр Агроаналитики» продолжает серию публикаций о соцреалистах, творчество которых было связано с сельской тематикой. Сегодня расскажем о Вере Мухиной.
«Рабочий и колхозница»
Все знают Веру Мухину (1889–1953) — знаменитого советского скульптора — по монументу «Рабочий и колхозница», ставшему символом советской эпохи.
Композиция создавалась для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Окончательное согласование проекта было длительными, в итоге монумент делали в авральном режиме всего за три недели.
Для перевозки деталей скульптуры в Париж понадобилось 28 вагонов. На выставке композиция произвела фурор, французы предложили ее выкупить, но советские власти отказали.
«Крестьянка»
Также Вера Мухина отлила примечательную фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября.
В 1934 году «Крестьянку» экспонировали на XIX Международной выставке в Венеции (Венецианская биеннале), после чего продали в музей итальянского города Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан, где и находится до сих пор. Для Третьяковской галереи отлили копию.
«Хлеб»
В 1963 году рядом с входом в парк Дружбы в Москве (станция метро «Речной вокзал») установлена скульптура «Хлеб» Веры Мухиной: две молодые девушки поднимают над головой огромный сноп колосьев.
Неподалеку от нее установили композицию «Плодородие», изображающую парня и девушку, которые держат над головами корзину с плодами.
Гран-при на выставке моды в Париже
Однако Вера Мухина была еще и дизайнером одежды, во многом определившим моду рабоче-крестьянского народа.
В 1920-е годы она работала с Надеждой Ламановой (модельером, которая раньше одевала царскую семью). Вместе они издали альбом моделей «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды, например кафтана из двух владимирских полотенец, а также платья, которые мы бы сегодня назвали платьем-трансформером (рабочее платье превращалось в вечернее).
В 1925 году на всемирной выставке декоративных искусств в Париже они представляли «крестьянскую» коллекцию в стиле а-ля рюс. Это была женская одежда с деревянными пуговицами из дешевых грубых материалов: ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, а также аксессуары: шляпы из рогожи, пояса, оформленные крашеным горохом, украшения из бечевки и соломы, бусы, скатанные из хлебного мякиша.
Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной петушиный узор. Французы советскую рабоче-крестьянскую одежду, которая там конкурировала с изделиями именитых французских Домов мод, оценили и присудили ей Гран-при.
А что думаете вы?
Видели ли вы знаменитые скульптуры Веры Мухиной? Что в них особенно впечатлило?
Как оцениваете дизайн платьев Веры Мухиной? Мог бы он стать популярным и сегодня