Авангардизм(от фр. avant-garde – передовой отряд) – группа живописных направлений, образовавшихся в конце XIX – начале XX веков. К «передовым отрядам» относились главные новаторские течения художественного искусства, производившие фурор среди публики и шедшие в разрез с общепринятой классической школой. Художники, работавшие в этих направлениях, много экспериментировали в поисках новых форм художественной выразительности.
Сам термин, пришедший из французского языка, изначально относился к совершенно другой сфере употребления. Первым применил его по отношению к художественным течениям французский журналист, критик и знаток искусства Теодор Дюре.
К основным течениям авангардизма можно отнести фовизм, экспрессионизм, супрематизм, футуризм, лучизм, дадаизм, кубизм и многие другие.
Каждое направление уникально по-своему. Фовисты и экспрессионисты, например, использовали яркие и кричащие цвета, эпатировали публику и изображали мир таким, каким видели его сами. Супрематизм, делавший упор в сторону беспредметности и абстрактности, стал одним из самых важных художественных течений рубежа веков и зажёг звезду Казимира Малевича. А футуристы ставили во главу угла динамичность, чтобы сделать на ней акцент они использовали закручивающиеся спирали, зигзаги, острые углы и пр.
Однако у всех этих совершенно разных на первый взгляд художественных направлений было также много общих точек. Все они отказывались от традиционных приёмов, эстетических идеалов и чётких рамок и границ. Каждый художник представлял и изображал смысл жизни по-своему. Представители разных школ продвигали идею абстрактного мышления и ухода от нормы. Беспредметность позволяла им экспериментировать и давала свободу творческого самовыражения.
Знаменитые представители направления: Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Эль Лисицкий, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Макс Эрнст.