Найти тему
Стиль жизни

Залечь на дно в Абрамцево

Пробрался, как вор, как тать, от станции пешком через лес. И вот тебе сказка: Обрамкова пустошь – Абрамцево – Воря!

Где-то тут неподалеку в Поселке академиков был да сплыл дом Юрия Казакова. Заброшенный домик, сгоревший в середине нулевых вместе с рукописями, письмами и, кажется, памятью о нем.

-2

А еще - Московская областная психиатрическая больница №5!

Поводов для посещения Абрамцево множество. Каждому найдется дело по душе. И если даже не найдется, если вас чем-то не устраивают психи, пепелище Казаковской дачи и даже, может и такое случиться, сама усадьба, то можно загулять на неделю в сногсшибательной гостинице, что по соседству с музеем, а потом еще неделю отмокать в бассейне, пойти к енотам в зоопарк или куда глаза глядят.

Что касается психов, то повстречался мне мужичок с шалым видом, немного разбойник, но ничего, добрый взгляд, дорогу подсказал. На Ярославском, когда перед электричкой захочется на вокзале кофейку попить, и не такого насмотришься. То народ куда-то бежит с глазами размером с блюдце, сшибая все на своем пути. То выглянет и дыхнет перегаром охранник с такой физиономией – да так, что, если бы не было это на вокзале, то я бы подумал, что попал в дурдом.

Они – нормальные?

В Абрамцево - рай, река Воря омывает дорогу своими незамерзающими даже зимой водами. Но главное все же тишина.

Поначалу, когда на железнодорожной станции Абрамцево, словно сквозь угольное ушко, проходишь сквозь резную крышу, кажется, что оглох. А дальше лес шелестит елками, тропка тоже поди из сказки, по ней бродят богатыри, сестрица Аленушка, отрок Варфоломей, девушка с персиками с легкой руки Васнецова, Нестерова и еще целой плеяды русских художников.

-3

Правда, все путеводители настойчиво советуют добираться до Абрамцева из Хотькова. Да, из Хотькова добираться лучше. Все, почитай, электрички останавливаются, но сказки в Хотьково нет. Есть множество магазинов, ларьков и прочего зоопарку, но без енота, от которого и в Первопрестольной тошно.

На станции Абрамцево ничего нет, тишь, глушь, крапива, лопухи, психи (это если повезет) и простая тропка, которая ведет неведомо куда, а выходит к усадьбе.

Про усадьбу написано множество книг со всеми подробностями и фамилиями: Головины, Аксаковы, Мамонтовы, Гоголь, Васнецов, Поленов, Нестеров, Маковский, Серов, Суриков, Кончаловский, Коровин, Остроухов, Врубель, Шаляпин, Щепкин!

-4

О первом хозяине этого местечка, Головине, теперь напоминает только портрет бородача в усадьбе. И еще в памяти возникает другой Головин, у которого купил дом в Карабихе Некрасов. Но копаться в родословной Головиных так же лень, как и читать краеведческие буклеты. Ничего не надо читать, глаза лишний раз портить.

Самое главное – Абрамцево надо почувствовать. Надо тревожно втянуть ноздрями, как енот, которого показывают обитателям гостинцы, запах звенящих на ветру елей, нужно озябнуть под стенами Спаса Нерукотворного, погладить шершавую главу каменной бабы и посидеть на скамейке, которую самолично отделал изразцами Врубель. Вообще Врубель в Абрамцево был печником. Но об этом, как и о том, что почти вся русская литература побывала в этой барской и литературной колыбели, знать не надо.

-5

Каждое из славных имен чем-то да и отметилось здесь. В память о Мамонтовых остался Спас Нерукотворный. А от советского периода - упоминание о том, что "на территории усадьбы был построен лечебный корпус - двухэтажное белое здание в колониальном стиле. Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры "Рабочий и колхозница"". И что "здесь отдыхала Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров и другие творческие люди СССР".

Белоснежный Спас, который нынче – музей, видимо, и спас все это роскошество от мерзости запустения. И в 1950 году Абрамцево стало музеем! 70 лет тому назад! Но все это знать необязательно.

-6

Теперь усадебный быт, с его барским, плюшевым комфортом, тепло которого поддерживали Врубелевские печи и в тишине которого рождался великий русский роман, это музей. И люди приходят к этому серебристо звучащему истоку, чтобы потом, вернувшись домой, вдруг увидеть свое отражение. В этих лицах на вокзале, в этих глянцевых книжках на полках магазинов.

-7

Абрамцево – это путь из грек в варяги. Это бегство в царство иван-чая, лопухов, крапивы, побег из настоящего в прошлое с неизменным душераздирающим гамлетовским вопросом "Что делать?".

Так что это просто необходимо - долететь, доползти, добраться до Абрамцево!

Во что бы то ни стало.

-8

И залечь на дно. На дно русского искусства и литературы, которых больше нет.

Залечь на дно, как енот зимой.

А по весне, ошалелыми глазами глядя на окружающих, проснуться.

День сурка...

Жизнь продолжается...

-9