Найти тему
Жизнь в движении

Посреди ничего: Как устроена настоящая полярная станция в Арктике, где мы укрылись от пурги и нас приютили полярники (фото)

Продолжаю рассказывать о нашей зимней авто - экспедиции на Диксон, и возвращаюсь к интересной теме об устройстве и работе современных полярных станций на Крайнем Севере нашей страны.

Но сначала несколько слов о том, что такое полярные станции и для чего они нужны.

Прежде всего - это научно-наблюдательный пункт, созданный в Арктике на побережье Северного Ледовитого океана, островах или даже на дрейфующих льдах.

-2

На таких полярных станциях ведутся различные метеорологические, геофизические, геомагнитные, гидрологические наблюдения.

Метеоплощадка
Метеоплощадка

Без информации, собираемой на таких станций невозможно было бы делать точные краткосрочные прогнозы погоды на территории нашей страны, а также организовывать гидрометеорологическое обеспечение деятельности РФ в Арктике.

-4

И все это большое "полярное" хозяйство входят в состав Росгидромета. Но вернемся теперь к нашей экспедиции на Диксон.

-5

Полярная морская гидрометеорологическая станция Сопочная Карга (Сопкарга) МГ-2 была открыта 2 октября 1939 года на п-ве Таймыр на мысе с одноименным названием на правом берегу Енисейского залива.

Жилой дом
Жилой дом

Мы добрались до Сопкарги на обратном пути из Диксона перед началом сильнейшей пурги, сопровождавшейся мощнейшим потеплением с -35С до +2С в течение суток.

Все годы "полярка" работает непрерывно несмотря на все происходившие перемены и потрясения в нашей страны.

-7

Сейчас на станции постоянно живут и работают 4 человека. Но по штату положено 6 человек.

Но это все уникальные люди, таких редко встретишь на "большой" земле.

Начальник станции - Алексей Быстров, семейная пара метеорологов и механик-дизелист.

Алексей Быстров - начальник станции, Сергей Saiman и Денис Забелин - путешественники
Алексей Быстров - начальник станции, Сергей Saiman и Денис Забелин - путешественники

Знаете какой самый важный человек на станции? Нет, не начальник и не метеоролог.

Механик - самый важный человек на станции. Без него станция погибнет очень быстро.

Вячеслав Поддубский
Вячеслав Поддубский

Вахты длятся по полтора года, но в таком составе полярная станция работает уже не одну вахту.

Один из метеорологов (Вячеслав Поддубский) рассказал, что в работает в Арктике всю свою жизнь, а это более 40 лет.

Дорожка к гидропосту. На колышках прикреплен провод 220в для лампы у лунки
Дорожка к гидропосту. На колышках прикреплен провод 220в для лампы у лунки

Начинал свою карьеру еще на островных станциях, которые в то время входили в Диксонское управление. Климат и условия там гораздо жёстче, чем на Сопкарге.

С 1993 года Вячеслав работает на Сопочной Карге, тут почти курорт по сравнению с предыдущими станциями, да и люди недалеко - до поселка Воронцово всего 60 км на юг.

Работа у метеорологов круглосуточная, вахты каждые три часа - надо снимать показания и передавать их в центр по специальному каналу связи. Вне зависимости от погоды и времени суток.

А погода бывает такая, что не видно вытянутой руки перед собой. Обычная история зимой во время пурги. И ветер такой, что надо держаться за что-то, иначе унесет.

-12

Дойти до гидропоста, пробить морской лед и взять пробы воды, снять показания солнечной радиации, влажности, измерить облачность, температуру, давление и скорость ветра.

А знаете какие здесь интереснейшие метеорологические приборы? Настоящий рай для инженера.

Последующие полтора пуржило так, что ветер достигал 35 м/с и буквально сбивал с ног взрослого человек, а сугробы росли на глазах.

Мы отдыхали от дороги и продолжали знакомится с бытом полярной станции.

Территория станции состоит из нового большого жилого дома, гаража-генераторной, бани, сарая, бочек под топливо, метеорологической площадки, гидропоста, старого жилого дома.

Про баню я рассказывал в прошлый раз и про внутреннюю обстановку в доме.

Генераторная и гараж
Генераторная и гараж

В генераторной установлено 3 генератора. Один старенький советский и два современных (основной, резервный).

Ещё в генераторной оборудована мастерская, теплый и холодный гараж под технику.

-16

А техники здесь хватает - снегоходы, болотоход, трактор, старенький вездеход. Правда не всё на ходу, основной транспорт зимой - снегоходы.

-17

Всё обеспечение и снабжение "полярки" происходит только по морю и только летом раз в год.

Спрашиваем, а как быть в остальное время? Алексей смеется и пожимает плечами.

-18

Провизию, топливо, материалы завозят на том самом знаменитом судне Михаиле Сомове, который в конце 1980-х дрейфовал во льдах Антарктиды. Сейчас судно приписано к Северному территориальному управлению по гидрометеорологии.

-19

На сезон нужно около 50 тонн дизтоплива и не одну бочку бензина для снегоходов. Обслуживают метеорологическое оборудование тоже летом, в остальное время можно рассчитывать только на свои силы.

-20

Из связи есть спутниковый телефон, спутниковый интернет, радиостанции для связи с проходящими судами и всё. Почти цивилизация, но это только видимая сторона.

-21

Отдельно надо сказать о расположении станции - на вытянутом песчаном мысе, который вдается в залив. Ширина мыса около 40 метров, а длинна чуть менее 2 км.

-22

Старый дом, который простоял с 1939 года около пяти лет назад почти полностью смыло в море.

Пришлось экстренно строить новый и более просторный дом для полярников.

-23

Когда пурга закончилась и окончательно распогодилось, мы вышли на улице и были немало удивлено размерами "полярного хозяйства" и окружающими пейзажами.

-24

В такую погоду Арктика невероятно красива. Но это ледяная, застывшая и пугающая красота. Таящая огромную опасность для неосторожных путников.

-25

Присмотрелись и вдалеке увидели остатки старых факторий, навигационных знаков, какие - те скелеты от старых баркасов-посудин.

-26

Летом здесь голубые озера, зеленая тундра и ковровые болота. Но зимой только бескрайнее белое ничто.

И невозможно понять, где кончается суша и начинается море.

-27

Хотя нет, возможно, опытный глаз арктического водителя, уже приноровился различать поля торошения и наледи.

-28

Случайных людей в таких местах не бывает. Сюда приезжают либо по зову души, либо сбегают от людей и себя.

-29

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!