Продолжаю рассказывать о нашей зимней авто - экспедиции на Диксон, и возвращаюсь к интересной теме об устройстве и работе современных полярных станций на Крайнем Севере нашей страны.
Но сначала несколько слов о том, что такое полярные станции и для чего они нужны.
Прежде всего - это научно-наблюдательный пункт, созданный в Арктике на побережье Северного Ледовитого океана, островах или даже на дрейфующих льдах.
На таких полярных станциях ведутся различные метеорологические, геофизические, геомагнитные, гидрологические наблюдения.
Без информации, собираемой на таких станций невозможно было бы делать точные краткосрочные прогнозы погоды на территории нашей страны, а также организовывать гидрометеорологическое обеспечение деятельности РФ в Арктике.
И все это большое "полярное" хозяйство входят в состав Росгидромета. Но вернемся теперь к нашей экспедиции на Диксон.
Полярная морская гидрометеорологическая станция Сопочная Карга (Сопкарга) МГ-2 была открыта 2 октября 1939 года на п-ве Таймыр на мысе с одноименным названием на правом берегу Енисейского залива.
Мы добрались до Сопкарги на обратном пути из Диксона перед началом сильнейшей пурги, сопровождавшейся мощнейшим потеплением с -35С до +2С в течение суток.
Все годы "полярка" работает непрерывно несмотря на все происходившие перемены и потрясения в нашей страны.
Сейчас на станции постоянно живут и работают 4 человека. Но по штату положено 6 человек.
Но это все уникальные люди, таких редко встретишь на "большой" земле.
Начальник станции - Алексей Быстров, семейная пара метеорологов и механик-дизелист.
Знаете какой самый важный человек на станции? Нет, не начальник и не метеоролог.
Механик - самый важный человек на станции. Без него станция погибнет очень быстро.
Вахты длятся по полтора года, но в таком составе полярная станция работает уже не одну вахту.
Один из метеорологов (Вячеслав Поддубский) рассказал, что в работает в Арктике всю свою жизнь, а это более 40 лет.
Начинал свою карьеру еще на островных станциях, которые в то время входили в Диксонское управление. Климат и условия там гораздо жёстче, чем на Сопкарге.
С 1993 года Вячеслав работает на Сопочной Карге, тут почти курорт по сравнению с предыдущими станциями, да и люди недалеко - до поселка Воронцово всего 60 км на юг.
Работа у метеорологов круглосуточная, вахты каждые три часа - надо снимать показания и передавать их в центр по специальному каналу связи. Вне зависимости от погоды и времени суток.
А погода бывает такая, что не видно вытянутой руки перед собой. Обычная история зимой во время пурги. И ветер такой, что надо держаться за что-то, иначе унесет.
Дойти до гидропоста, пробить морской лед и взять пробы воды, снять показания солнечной радиации, влажности, измерить облачность, температуру, давление и скорость ветра.
А знаете какие здесь интереснейшие метеорологические приборы? Настоящий рай для инженера.
Последующие полтора пуржило так, что ветер достигал 35 м/с и буквально сбивал с ног взрослого человек, а сугробы росли на глазах.
Мы отдыхали от дороги и продолжали знакомится с бытом полярной станции.
Территория станции состоит из нового большого жилого дома, гаража-генераторной, бани, сарая, бочек под топливо, метеорологической площадки, гидропоста, старого жилого дома.
Про баню я рассказывал в прошлый раз и про внутреннюю обстановку в доме.
В генераторной установлено 3 генератора. Один старенький советский и два современных (основной, резервный).
Ещё в генераторной оборудована мастерская, теплый и холодный гараж под технику.
А техники здесь хватает - снегоходы, болотоход, трактор, старенький вездеход. Правда не всё на ходу, основной транспорт зимой - снегоходы.
Всё обеспечение и снабжение "полярки" происходит только по морю и только летом раз в год.
Спрашиваем, а как быть в остальное время? Алексей смеется и пожимает плечами.
Провизию, топливо, материалы завозят на том самом знаменитом судне Михаиле Сомове, который в конце 1980-х дрейфовал во льдах Антарктиды. Сейчас судно приписано к Северному территориальному управлению по гидрометеорологии.
На сезон нужно около 50 тонн дизтоплива и не одну бочку бензина для снегоходов. Обслуживают метеорологическое оборудование тоже летом, в остальное время можно рассчитывать только на свои силы.
Из связи есть спутниковый телефон, спутниковый интернет, радиостанции для связи с проходящими судами и всё. Почти цивилизация, но это только видимая сторона.
Отдельно надо сказать о расположении станции - на вытянутом песчаном мысе, который вдается в залив. Ширина мыса около 40 метров, а длинна чуть менее 2 км.
Старый дом, который простоял с 1939 года около пяти лет назад почти полностью смыло в море.
Пришлось экстренно строить новый и более просторный дом для полярников.
Когда пурга закончилась и окончательно распогодилось, мы вышли на улице и были немало удивлено размерами "полярного хозяйства" и окружающими пейзажами.
В такую погоду Арктика невероятно красива. Но это ледяная, застывшая и пугающая красота. Таящая огромную опасность для неосторожных путников.
Присмотрелись и вдалеке увидели остатки старых факторий, навигационных знаков, какие - те скелеты от старых баркасов-посудин.
Летом здесь голубые озера, зеленая тундра и ковровые болота. Но зимой только бескрайнее белое ничто.
И невозможно понять, где кончается суша и начинается море.
Хотя нет, возможно, опытный глаз арктического водителя, уже приноровился различать поля торошения и наледи.
Случайных людей в таких местах не бывает. Сюда приезжают либо по зову души, либо сбегают от людей и себя.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!