Найти тему
Готика в России

Архитектура Желтороссии – неоготика в самом русском городе Китая

Желтороссиией в дореволюционной печати называли проект усиления влияния Российский империи на Дальнем Востоке. В названии, видимо, аллюзия от Жёлтого моря. На рубеже 19-20 веков с прокладкой Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) возник город Харбин. В основном населённый российскими подданными, он по своей застройке больше напоминал города Сибири. В этом миксе нашлось место и неоготике.

Карта Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) 1914 года, wikipedia.org
Карта Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) 1914 года, wikipedia.org

Если не вдаваться в исторические оценки, КВЖД строилась Россией фактически как южная ветка Транссиба. Она проходила через северо-восток Китая, связывая Читу и Владивосток, а на юг шла ветка к российской военно-морской базе в Порт-Артуре.

На узловой станции у реки Сунгари находилось управление строительством дороги. Первый барак сколотили в 1898 году, но уже через 20 лет рабочий посёлок превратился в 100-тысячный город Харбин с типичной русской застройкой и несколькими православными храмами.

Среди рабочих, служащих КВЖД и военных было немало католиков и лютеран. Так в Харбине появилось несколько церквей в формах готики. Они действовали также в период японской оккупации и до культурной революции в КНР.

Католическая церковь Св. Станислава в Харбине на старой открытке
Католическая церковь Св. Станислава в Харбине на старой открытке

Костёл Святого Станислава

В 1906-1907 годах в Харбине была построена католическая церковь Святого Станислава. Проект в стиле неоготики составил инженер Николай Казы-Гирей. Участок на Большом проспекте и часть средств на строительство выделила КВЖД, остальное собрали силами общины и с помощью проведения благотворительных балов.

Католическая церковь Св. Станислава в Харбине, 1906-1907. Фото: myharbin.name
Католическая церковь Св. Станислава в Харбине, 1906-1907. Фото: myharbin.name

Основу прихода составляли рабочие польского происхождения. Храм мог вместить 500 прихожан, внутри был установлен орган, проведено центральное отопление. В 1922-1942 годах издавался журнал «Tygodnik Polski». В 1949 году началась репатриация поляков на родину.

Церковь Святейшего Сердца Иисуса, Харбин. Современное фото: wikipedia.org
Церковь Святейшего Сердца Иисуса, Харбин. Современное фото: wikipedia.org

Богослужения прекратились во время культурной революции в 1966 году, в храме была устроена школа. Здание вернули верующим в 1980 году, оно было капитально перестроено. Сегодня здесь действует собор Святейшего Сердца Иисуса.

Костёл Святого Иосафата

В 1922 году в районе Пристани Харбина на Аптекарской улице был заложен католический храм в честь Иосафата епископа-мученика. Эта церковь также относилась к Владивостокской епархии.

Католическая церковь Св. Иосафата в Харбине, 1922-1925. Фото: myharbin.name
Католическая церковь Св. Иосафата в Харбине, 1922-1925. Фото: myharbin.name

Здание в духе плотницкой готики было построено по проекту инженера Владислава Янкевича. Церковь могла вместить до 300 прихожан, в здании было устроено печное отопление.

Основу прихода составляли поляки, а также корейцы. В 1925-1938 годах приход содержал приходскую школу. В настоящее время сведений о состоянии храма нет.

Лютеранская кирха

Лютеранский молельный дом первоначально действовал в деревянном бараке при гарнизоне Маньчжурской армии. С эвакуацией армии молельный дом был перевезён в Хабаровск в 1907 году.

Собственная каменная кирха была выстроена в Харбине на средства общины в 1914-1916 годах. Проект храма был составлен техником Нестеровым под наблюдением инженера Ю.П. Жданова. Участок под строительство на Большом проспекте выделила КВЖД.

Лютеранская кирха в Харбине, современный вид. Фото: wikimapia.org
Лютеранская кирха в Харбине, современный вид. Фото: wikimapia.org

В честь российского императора церковь получила название Николаевская. Основу общины составляли российские немцы и выходцы из Прибалтики: пастор Карл Кастлер, генералы Оскар Гриппенберг, Александр Каульбарс и Георгий Штакельберг, военный инженер барон Евгений Ропп, директор гимназии и основатель классического мужского образования в Китае Ян Дризуль и другие.

Церковь была закрыта в 1967 году, но здание сохранилось. В 1980 году здесь возобновились богослужения.

Как вам китайская неоготика с российскими корнями?)

Читайте также: Заброшенная «кирха» с туманным прошлым во Владивостоке