Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Кто нашёл, берёт себе» Стивена Кинга: иногда рукописи всё же горят

Оглавление

Оказавшись в числе поклонников романа «Мистер Мерседес», открывающего «Трилогию Билла Ходжеса» я, как это часто со мной бывает, сразу установила высокую планку ожиданий от его продолжения — «Кто нашёл, берёт себе» (Мистер Мерседес-2): рассчитывала на такой же вихрь напряжения, глубокого психологизма, интеллектуальной игры и, естественно, предвкушала новую встречу с Биллом Ходжесом, Холли Гибни, Джеромом Робинсоном и сумасшедшим Брейди Хартсфилдом. Но книга меня обманула и даже по итогу я не могу точно сказать: она мне больше понравилась или всё-таки больше не понравилась.

Роман американского писателя Стивена Кинга «Кто нашёл, берёт себе» (англ. «Finders keepers»): цикл «Билл Ходжес и Холли Гибни», подцикл №1 «Трилогия Билла Ходжеса» — книга №2; жанры — полицейский детектив, психологический триллер; объём произведения — 4 части (95 глав); дата первой публикации — 2015 год; страна — США. Возрастное ограничение — с 16 лет.
Роман американского писателя Стивена Кинга «Кто нашёл, берёт себе» (англ. «Finders keepers»): цикл «Билл Ходжес и Холли Гибни», подцикл №1 «Трилогия Билла Ходжеса» — книга №2; жанры — полицейский детектив, психологический триллер; объём произведения — 4 части (95 глав); дата первой публикации — 2015 год; страна — США. Возрастное ограничение — с 16 лет.

Начну с того, что композиционно роман построен по той же схеме, что и «Мистер Мерседес». С первых страниц автор знакомит с двумя центральными персонажами, которые заложат конфликт истории, а неугомонный детектив на пенсии будет пытаться его распутать, стараясь минимизировать возможный ущерб для городского имущества и общее количество жертв. Однако на этот раз автор решил сместить Билла Ходжеса с поста главного положительного персонажа, а потому тот вступает в игру лишь во второй части романа, делая всё, чтобы как можно быстрее войти в курс дела. Само же расследование и поимка преступника оказались сконцентрированы в третьей, последней части книги. Таким образом, тяга к долгой экспозиции и медленному развитию событий здесь у Стивена Кинга проявились как никогда и тех, кто не любит подобное — ждёт серьёзное испытание на выдержку ради знакомства с желанным продолжением цикла. А теперь о сюжетной составляющей.

Сюжет романа «Кто нашёл, берёт себе» Стивена Кинга

Завязкой истории послужило громкое преступление: в одну из летних ночей 1978 года оказывается убитым великий американский прозаик Джо́н Ротста́йн. Восемнадцать лет назад, будучи на пике популярности, он неожиданно для всех объявил о завершении писательской карьеры и с тех пор «гений-затворник», как прозвали его СМИ, не давал о себе знать. Безусловно, в литературных кругах поговаривали о том, что Ротстайн продолжает брать «перо в руки», благо у него оказалась очень разговорчивая домработница, которая никогда не отказывала крутившимся в городе газетчикам в информации за небольшое вознаграждение. Однако надежды увидеть новые шедевры писателя были так же призрачны, как туман на рассвете. У большинства его поклонников это вызывало расстройство, а вот у психопата Мо́рриса Белла́ми, одержимого творчеством Джона Ротстайна — ярость, потому как автор завершил карьеру, оборвав свой знаменитый цикл о Джимми Голде «Бегун» на третьей, крайне противоречивой книге — «Бегун сбрасывает темп». Книге, которая растоптала реальный мир двадцативосьмилетнего бунтаря, а потому тот счёл себя вправе убить создателя своего кумира.

Подговорив двух приятелей, клюнувших на большие деньги из сейфа знаменитого писателя, Моррис, к ужасу своих подельников, стреляет в Джона Ротстайна, крадёт сто шестьдесят пять записных книжек «Молескин» в том числе и с желанным продолжением «Бегуна», а потом также хладнокровно разделывается с ними. Но окунуться в мир читательских грёз убийце не удалось. Первые несколько дней ушли на банальное бегство в другой штат и уничтожение улик, затем пришлось припрятать краденое. Ненадолго, как думал Моррис, но срок ожидания растянулся для него на... тридцать шесть лет, которые он провёл в тюрьме, угодив туда за изнасилование в пьяном угаре.

Пока один сумасшедший, сидя на нарах, всё ещё жаждет прочитать запятнанный им кровью роман, другой въезжает в толпу безработных, собравшихся на ярмарку вакансий у Городского центра. Среди пострадавших от машины-убийцы, за рулём которой сидел Бре́йди Ха́ртсфилд, оказывается То́м За́уберс. Получив серьёзные увечья и потеряв таким образом возможность когда-нибудь выбраться из финансовой ямы, он вместе с семьёй перебирается в старенький дом на Сикомор-стрит, принадлежавший когда-то Моррису Беллами.

Однажды, устав слушать очередные родительские «гавки-тявки», Пи́т За́уберс тринадцатилетний подросток, отправляется на реку, чтобы посмотреть сход льда. Но тёплый весенний день приготовил для мальчика совсем другое зрелище — отколовшийся от берега «снежный панцирь», прихватив с собой часть грунта, открыл тайник с кожаным саквояжем, набитым деньгами и записными книжками. Через несколько дней на почту Зауберсов пришёл первый конверт без обратного адреса, в котором лежали пятьсот долларов. Следующие три с половиной года таинственные деньги приходили каждый месяц. За это время Том Зауберс прошёл курс лечения и встал на ноги, открыл небольшой бизнес, расплатился с кредитами, а главное — сохранил свой брак. Вернее, всё это сделали деньги неизвестного покровителя, роль которого прилежно исполнял его сын Пит.

Последний конверт с деньгами мальчик отправил, когда встал вопрос о возможности обучения младшей сестры в престижном колледже Чэпл-Ридж, а отец получил отказ из банка на заём. И снова подросток, готовый на всё ради семьи, решает взвалить на себя заботы о финансовом благосостоянии близких. Его план состоял в том, чтобы продать несколько записных книжек. Рассмотрев все варианты, он обращается к Э́ндрю Хо́ллидею, владельцу букинистического магазина «Редкие издания». И это стало его роковой ошибкой, потому как именно к этому человеку тридцать шесть лет назад обратился убийца Джона Ротстайна, чтобы продать часть краденых блокнотов. А вот чего они оба не знали, так это то, что Моррис Беллами вполне себе жив и вышел на свободу. Так начинается смертельная игра в кошки-мышки. Оказавшись между шантажистом и убийцей, Пит попадает в двойную ловушку. И лишь вмешательство его не в меру любопытной младшей сестры привлекает внимание к ситуации Би́лла Хо́джеса.

Заработав на поимке Мистера Мерседеса кардиостимулятор, детпен (детектив на пенсии) бодро вернулся в строй, создав со своей верной напарницей Хо́лли Ги́бни сыскное агентство «Найдём и сохраним». Время от времени он навещает в больнице то, что осталось от Брейди Хартсфилда — тело, подключённое к системе жизнеобеспечения, ведёт здоровый образ жизни и в случае непредвиденных обстоятельств пользуется ударником. О Джеро́ме Ро́бинсоне известно только то, что юноша отлично учится в Гарварде. Вернувшись на недельные каникулы домой он также принимает участие в расследовании и поимке преступника, правда на этот раз гораздо больше играет роль простого статиста. Собственно в этом и заключается основной минус книги. Даже сохранив прежние стиль, глубину, атмосферу, психологизм, но отодвинув в сторону главных персонажей цикла, роман сначала вызывает недоумение: а где Билл и остальные? Когда они всё же появляются, вместо того, чтобы с головой погрузиться в действительно очень интересную историю, сидишь и после каждой прочитанной главы недоуменно вопрошаешь: это всё?

Особенности романа «Кто нашёл, берёт себе» Стивена Кинга

На протяжении второй части Стивен Кинг использует самые разные «крючочки», чтобы соединить «Мистер Мерседес» и «Кто нашёл, берёт себе» в единое целое. Например, помимо того, что Том Зауберс пострадал в бойне у городского центра, автор впоследствии делает его риелтором, безуспешно пытающимся продать дом Брейди Хартсфилда, а Моррис Беллами, выйдя из тюрьмы, получает работу в ЦКИ «в должности канцелярского служащего и оператора ПК». Однако чем больше появляется таких «крючочков», тем сильнее они выглядят специально подстроенными. Поэтому вместо того, чтобы объединить в голове читателя историю противостояния спятившего на литературе психа, терроризирующего подростка, с расследованием череды его старых и новых преступлений лихой троицей во главе с Биллом Ходжесом, эти сюжетные линии упорно отталкиваются друг от друга как однозарядные магнитные шарики. И это очень обидно, ведь у Морриса Беллами присутствуют все харизматические черты отрицательного персонажа, которые позволили бы ему стать новой Энни Уилкс (персонаж романа Стивена Кинга «Мизери») в мужском обличье, если бы Стивен Кинг дал ему отдельную полноценную историю.

Кроме того, Билл Ходжес в роли наблюдателя, отстранённого от активных действий практически до самого финала, вызывает серьёзное читательское негодование, что обидно вдвойне. В результате у меня сложилось впечатление, что единственным оправданием для написания этого романа стала, на мой взгляд, очевидная попытка автора занять чем-нибудь бывшего полицейского, пока Брейди Хартсфилд не вернётся из своего небытия и не вступит в игру.

Рекомендации к чтению

В метаниях между «понравилось» и «не понравилось» я всё-таки решила придерживаться золотой середины. Когда у тебя из под носа уводят любимых персонажей, это сильно ранит, и такое я не могу простить даже Стивену Кингу. Поэтому, перенеся теперь уже все свои ожидания на третью книгу «Пост сдал» (Мистер Мерседес-3), о романе «Кто нашёл, берёт себе» скажу так: с ним имеет смысл знакомиться, если вы принципиально желаете прочитать «Трилогию Билла Ходжеса» целиком или если поставили перед собой амбициозную задачу стать знатоком всего творчества Короля Ужасов.

Оценка: 3/5

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм