Найти тему
С Богом по жизни

Они искали Спасителя

Оглавление

(Мф. 2:1-13)

Люди многого ищут в жизни: славы, удачи, счастья. Однако, говоря словами Иисуса, “одно только нужно” (Лк. 10:42): искать Господа. Павел сказал своим слушателям в ареопаге, что Господь дал “всему жизнь, и дыхание, и всё... чтобы они искали Бога” (Деян. 17:25-27). Давид молился: “Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я...” (Пс. 62:2). Моисей призвал израильтян искать Бога, заверив их: “[Ты] найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всей душой твоей” (Втор. 4:29).

В этом уроке мы встретимся с группой людей, которые искали Господа “от всего сердца своего и от всей души своей” (2 Пар. 15:12). Я чуть не сказал “с тремя людьми, искавшими Господа”, так как при их упоминании почему-то неизменно употребляют число “три”. Вы, наверное, уже догадались, что я говорю о волхвах, которые пришли в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу.

Это простая проповедь: я хочу подчеркнуть, что волхвы (мудрецы; Современный Перевод) искали Иисуса, нашли Иисуса, поклонились Иисусу и в результате получили благословение. Я также хочу заявить, что нам с вами нужно следовать их примеру. Это известная история, и я не буду подробно останавливаться на знакомых деталях — но задам такой вопрос: “А мы так же мудры, как они?”

ОНИ ИСКАЛИ ИИСУСА (ст. 1-9, 11, 13)

Волхвы

«Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: “Где родившийся Царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”» (ст. 1, 2).

Давайте немного поговорим о тех, кто искал Иисуса. На этих волхвов наслоилось так много всяких преданий, что настоящие посетители из Мф. 2 совсем скрылись от нашего взора.

Эти люди названы волхвами. От греческого слова магой, которое переведено как “волхвы”, произошли знакомые нам слова “маг”, “магия”, “магический”. В те дни волхвы были известны своим знанием и проницательностью — поэтому мы еще называем их “мудрецами” (см. Современный Перевод). По сегодняшним критериям их знание было несовершенным, являясь смесью науки и суеверия. И все же они слыли мудрецами и часто служили советниками при царях.

Обычно считается, что волхвов было трое — вероятно, потому, что упомянуто три дара (ст. 11), — но три дара могли принести и мало и много человек. Слово “волхвы” употреблено во множественном числе, поэтому мы знаем, что их было как минимум двое, но могло быть и больше десяти. На одном рисунке в древних катакомбах изображено двое волхвов, а одно древнее (невдохновенное) предание называет цифру двенадцать.

Волхвы “пришли с Востока”, но нам не сказано, из какой страны. Делая вывод исходя из принесенных ими подарков, некоторые ученые считают, что из Аравии. Может быть, правильнее было бы считать, что из Персии, потому что именно там процветали “маги”. Честно говоря, мы не знаем, откуда они начали свое путешествие. К востоку от Палестины были Аравия, Персия, Вавилон, вся Месопотамия, Индия и другие земли.

Об этих людях со всей очевидностью можно сказать одно: они были язычниками. Они сказали не “наш Царь”, а “Царь иудейский”. Когда маленького Иисуса принесли в храм, старый Симеон сказал, что Он будет “свет к просвещению язычников” (Лк. 2:32). Рассказ о волхвах подчеркивает универсальное значение рождения Христа. Иисус должен был стать Спасителем не только Израиля; Он должен был стать “Спасителем мира” (Ин. 4:42).

Мы многого не знаем об этих людях, зато нам известно самое главное: они неутомимо искали “Царя иудейского”. Их настоящая мудрость заключалась не в многолетнем изучении наук и не в понимании естественного мира, а в осознании ими того, что является поистине важным. Вы можете быть или не быть умными и образованными, но если вы упорно ищете “Царя царей и Господа господствующих” (Отк. 19:16), вы — мудры!

Миссия

Зачем волхвы проделали этот долгий и трудный путь в Палестину? Может, они прибыли как купцы, привезшие на продажу свой товар? Нет. Может, они были туристами, желавшими покупаться в Средиземном или Мертвом море? Нет. Может, они пришли с посольством устанавливать дружеские отношения с царем Иродом? Нет. Прибыв в Иерусалим, они спросили: “Где родившийся Царь иудейский?” (Мф. 2:2). Они пришли в Палестину ради одного: найти Мессию.

Зачем же они хотели найти Его? Они сказали: “Мы... пришли поклониться Ему” (ст. 2). Он был не просто “Царь иудейский”; Он был также их Царь. Они проделали сотни или даже тысячи километров, чтобы пасть к Его ногам.

Если мы хотим быть такими же мудрыми, как эти люди, нам нужно усвоить, что в искании Иисуса нет слишком большой жертвы. Бог “благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Еф. 1:3). Этих благословений нет больше нигде. Бог и теперь ищет честные души, для которых искание Бога станет главным делом их жизни. Он и теперь “ищущим Его воздает” (Евр. 11:6).

Метод

Поняв кое-что о волхвах и их миссии, мы можем задаться вопросом, как им удалось исполнить свою миссию. Ведь они были язычниками. Откуда они вообще узнали об иудейском Царе? А узнав о Нем, откуда они узнали, как Его найти?

Некоторые высказывают предположение, что о Христе они узнали от своих соседей-иудеев. Возможно. К тому времени иудеи были рассеяны по всему миру. В других землях они не только занимались своим ремеслом, но и рассказывали о своей вере.

Что же касается вопроса о том, откуда волхвы узнали, как найти Иисуса, то единственный ключ к нему находится в словах “мы видели звезду Его на востоке”. Некоторые эту звезду считают естественным феноменом. Среди псевдонаук, которыми занимались волхвы, была астрология. Ветхий Завет высмеивает астрологию (Ис. 47:13-15; Дан. 1:20; 2:27; 4:7; 5:7, 8) и запрещает Божьему народу заниматься ею (Иер. 10:1, 2). Тем не менее, многие убеждены, что именно интерес волхвов к астрологии привел их в Палестину. Страницы печатных изданий пестрят домыслами о том, в каком порядке выстроились небесные тела, чтобы подсказать волхвам, что им нужно идти на запад.

Тщательно проанализировав все догадки, откуда волхвы узнали о Мессии и как они решили, что им нужно следовать за определенной звездой, я пришел к тому же выводу, к какому много лет назад пришел один брат во Христе. Он перечислил все варианты, которые могли повлиять на волхвов, и заключил: “Но даже все это вместе не может объяснить приход волхвов. Их вел Сам Бог, и ничто другое никак не могло повлиять на них”.

Поймите, что, хотя Ветхий Завет сосредоточен на взаимоотношениях Бога с иудеями, нельзя сказать, что Бог полностью игнорировал неиудейский мир. Мы мало знаем о том, как Бог работал с язычниками, потому что цель Ветхого Завета — рассказать, как Бог подготавливал один народ (израильский), через который должен был прийти Его Сын. И все же время от времени Ветхий Завет мимолетно показывает Господню заботу о соседях иудеев — язычниках. Например, Бог послал Иону в языческий город Ниневию (Иона 1:1, 2). По Божьей воле язычник Валаам произнес яркое изречение о Мессии: “Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля” (Чис. 24:17). Рассказ о волхвах представляется еще одним примером интереса, который Бог проявлял к язычникам.

С уверенностью мы можем сказать одно: Бог каким-то образом сделал так, чтобы волхвы узнали о рождении Иисуса и каким-то образом проинформировал их, как найти Мессию. Позже Бог говорил с волхвами во сне (Мф. 2:12). Возможно, в передаче информации об иудейском Царе Господь использовал тот же метод.

Если нужно доказательство того, что восточных мудрецов вел Бог, то этим доказательством служит сама звезда. Никакое естественное небесное тело не движется так, как двигалась звезда волхвов: ни одна звезда не движется с севера на юг и ни одна звезда не останавливается над каким-либо земным объектом (Мф. 2:9).

Все это можно соотнести с ищущими Господа сегодня. Во-первых, я бы сказал, что Бог так же заинтересован в том, чтобы вы нашли Спасителя, как и тогда, когда помогал мудрецам найти маленького Царя. Далее я бы сказал, что если вы готовы искать Спасителя, то Он поможет вам найти Его (не чудесным образом, а Своим провидением).

Однако чтобы найти Иисуса, вы должны с готовностью принять Божье водительство. “Не в воле человека путь его... не во власти идущего давать направление стопам своим” (Иер. 10:23). Рассудок — это важно (Ис. 1:18), но он не может заменить собой откровение. “Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, — говорит Господь. — Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис. 55:8, 9).

Приняв Божье водительство, вы должны быть готовы тут же последовать ему. Как только Бог передал волхвам Свою весть (как бы Он это ни сделал), они не стали медлить. Они тут же отправились в утомительный путь, который составил не одну сотню километров и продолжался не один год.

Упомянем еще одно необходимое качество: чтобы следовать Божьему водительству, вы должны быть смиренными. Когда мудрецы покидали свои дома, они не знали, куда в конце концов придут; они лишь знали, что должны идти за звездой. Придя в Иерусалим, они не знали, куда идти дальше. К счастью, они не были слишком гордыми, чтобы спросить дорогу. (Некоторые из нас, мужчин, неохотно спрашивают дорогу, когда едут в незнакомое место). Для тех, кто ищет Господа, смирение обязательно.

Но возвратимся к нашей истории. Я считаю особо значимым то, что наиболее важные указания относительно путешествия волхвов Бог открыл через Свои Писания. Звезда довела их только до Иерусалима. Этого было мало — им еще нужны были указания из Слова. Вы знаете, что произошло: в ответ на расспросы волхвов Ирод собрал иудейских начальников и “спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?»” (Мф. 2:4). И они ответили:

«В Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля”» (ст. 5, 6).

Чтобы найти ответ на вопрос царя, им пришлось обратиться к Писаниям — к книге пророка Михея 5:2.

Кое-что о Боге вы можете узнать и не из Библии. Он действует в мире. Он посылает солнце и дождь (Мф. 5:45). “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь” (Пс. 18:2). В некоторой степени “невидимое Его, вечную силу Его и Божество” можно понять через Его творение (Рим. 1:20). И все же, если мы будем искать и найдем Его, то, в конце концов, должны (отметьте мысленно это слово — “должны”) прийти к Слову. Говоря о Писаниях, Иисус сказал: “Вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне” (Ин. 5:39).

Поэтому Иаков писал: “Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души” (Иак. 1:21). Павел говорил, что только “Священные Писания... могут умудрить тебя к спасению верой во Христа Иисуса” (2 Тим. 3:15). Бог не даст вам небесную звезду, чтобы она вела вас, но для вашего руководства Он дал вам небесное просвещение — в Своей Книге. По выражению псалмопевца, Слово есть “светильник ноге моей и свет стезе моей” (Пс. 118:105).

Если мы хотим быть такими же мудрыми, как эти волхвы, то должны изучать Божье Слово и делать то, что оно велит. Новый Завет открывает нам тот путь, которому мы должны следовать, чтобы прийти к Господу: уверовать в Иисуса (Ин. 3:16); покаяться в своих грехах (Лк. 13:3); исповедать свою веру в Иисуса (Мф. 10:32); креститься (погружением в воду) (Мк. 16:16; Деян. 2:38). Библия говорит, что крещение помещает нас “во Христа” (Рим. 6:3; Гал. 3:27), а быть с Христом — наша цель! Наше жительство с Ним — тот пункт назначения, к которому мы стремимся!

ОНИ НАШЛИ ИИСУСА (ст. 7-11)

Волхвы нашли Иисуса. Всегда радостно найти то, что ищешь, будь то место, где ты раньше никогда не был, или просто запропастившиеся куда-то ключи. Конечно, это совсем не то, что найти Спасителя!

За столетия до рождения Иисуса Давид сказал своему сыну Соломону: “Если будешь искать Его, то найдешь Его” (1 Пар. 28:9). Благодаря тому, что волхвы искали Иисуса в правильном направлении и с правильными помыслами, Бог позаботился о том, чтобы они нашли Его.

Как только мудрецам было сказано, где должен родиться Мессия, они тут же отправились из Иерусалима на юг (ст. 7-9). Как только они ступили на дорогу к Вифлеему, звезда вновь появилась. “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой” (ст. 10). Они поняли, что они на верном пути. Звезда “шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец” (ст. 9). И наконец, “войдя в дом, [они] увидели Младенца с Марией, матерью Его” (ст. 11).

Попытайтесь представить себе ту радость, которую они ощутили, когда нашли Того, кого так долго искали. Раньше люди, делая открытие, кричали: “Эврика!” (Эврика — греческое слово, означающее “Нашел!”). Не знаю, что вскричали волхвы — может, вообще ничего — глядя на Младенца в руках Марии. Однако я уверен, что думали они не о трудностях путешествия и не о том, какая это была с их стороны жертва. Нет, их сердца наверняка были исполнены радости от успешного завершения поиска.

Если вы будете искать Господа в правильном направлении и с правильными помыслами, Бог тоже поможет вам найти Его. И тогда, крестившись во Христа, вы сможете сказать, как сказал Филипп: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, — Иисуса, сына Иосифа из Назарета” (Ин. 1:45). Подобно мудрецам, вы можете возрадоваться “радостью неизреченной и преславной” (1 Пет. 1:8)!

ОНИ ПОКЛОНИЛИСЬ ИИСУСУ (ст. 2, 11)

Найдя Иисуса, волхвы поклонились Ему. Они искали иудейского Царя не затем, чтобы похвастаться, что решили божественную загадку. Они объявили, что пришли в Палестину “поклониться Ему” (ст. 2). А когда увидели Его, то “пав, поклонились Ему” (ст. 11). Они поклонились Ему так, как того заслуживал Царь царей и Господь господствующих (Отк. 19:16).

Однако они не просто поклонились Ему. Они, “открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Мф. 2:11). Некоторые в этих дарах видят символический смысл: золото было даром, достойным царя; ладан использовался в благовониях — это был дар священнику; смирну использовали в подготовке тела к погребению (Ин. 19:39) — это был дар Спасителю, который должен был умереть за наши грехи. Иисус был всем этим — Царем, Священником и Спасителем, — но не исключено, что эти дары были выбраны просто потому, что, несмотря на свою ценность, они занимали мало места и не обременяли в долгой дороге.

Истинный смысл даров не в том, что это было, а в том, что они выражали: желание мудрецов поклониться своему Царю. Истинное поклонение неотделимо от приношения. В Ветхом Завете были свои жертвоприношения, а в Новом Завете есть свои добровольные пожертвования в первый день каждой недели (1 Кор. 16:1, 2; 2 Кор. 9:7). Иногда во время этой части поклонения возрастает шум, указывающий на то, что некоторые не считают пожертвования важной частью поклонения — но они ошибаются.

У вас нет золота, ладана и смирны, чтобы положить их перед Господом? Тогда дайте Ему лучшее, что у вас есть. В первую очередь отдайте себя (2 Кор. 8:5; см. Рим. 12:1, 2), затем отдайте то, что принадлежит вам. Но всегда отдавайте Ему самое лучшее. Давид не стал жертвовать Господу то, что ему ничего не стоило (2 Цар. 24:24).

Когда волхвы нашли Иисуса, то поклонились Ему и передали Ему дары. А мы так же мудры, как они?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ст. 10, 12)

Мы многого не знаем о волхвах. Мы мало что знаем о них до их прихода в Иерусалим. Мы ничего не знаем о них и после их возвращения в свою страну. Они появляются на страницах Библии в одной памятной сцене, а затем исчезают. Но одно мы знаем: они искали Господа и в результате получили благословение. Вспомните стих 10: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой”. Буквальный перевод — “они возрадовались радостью”. Автор использовал еврейское выражение, которое означало, что они были преисполнены радости. Одного этого уже было бы достаточно, чтобы передать нам, как были счастливы мудрецы, но текст добавляет слова “великой” и “весьма”. Волхвы были безумно рады, что нашли Господа! А оставив это скромное жилище в Вифлееме, как пастухи до них (Лк. 2:17, 18), они наверняка рассказали всем встречным об увиденном ими маленьком Царе.

Если вы ищете Спасителя и находите Его, то и вы тоже получите благословение — большее, чем можете себе даже представить. Павел писал: “Блаженны... чьи грехи покрыты” (Рим. 4:7). И еще: “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9).

В изучаемых нами стихах противопоставляется отношение трех групп к Иисусу: это мудрецы, которые искали Христа, чтобы поклониться Ему; это Ирод, который искал Иисуса, чтобы убить Его; это религиозные вожди, которые не предприняли никаких усилий, чтобы найти Иисуса, хотя Он был всего в нескольких километрах от них. С нами и теперь соседствуют эти категории людей: те, кто не терпит Иисуса и противится Ему, потому что видит в Нем угрозу своему эгоцентризму, а также огромное множество людей, которым безразличен и Иисус, и то, как Он мог бы благословить их жизнь. Но благодарение Богу, что есть на свете и те немногие, кто по-прежнему ищет Его. Надеюсь, что вы среди таких людей.

Мудрость | С Богом по жизни | Дзен