Найти тему
Фигурное мотание

Чемпионские надбавки: засудили ли Трусову?

Чемпионат России закончился выдающимися прокатами победительниц. Все три медалистки исполнили по два четверных прыжка и не допустили ошибок в программах. Несмотря на то, что все три фаворитки стояли на пьедестале, в форумах снова поднялся вопрос о судействе: почему Камила с тулупами обошла Сашу с лутцами и откуда такие надбавки у Ани?

Попытаемся разобраться в протоколах, сверяясь с судейскими правилами.

Саша Трусова -- третье место.

Главное, что возмутило болельщиков Саши -- это двое судей, которые поставили Саше "ноль" при оценке GOE за её четверные. Причём, один судья за первый лутц в каскаде с тройным тулупом поставил "ноль", а за второй лутц "+2". Другой же за квад-каскад поставил "+3", а вот сольный квад-лутц оценил в "ноль". Правда, эти "ноли" не учитываются, т.к. самая маленькая и самая большая цифра отбрасывается при подсчёте окончательной надбавки GOE, но это повод провести разбор полётов -- оценки судей не должны гулять таким образом, что один ставит +4, а другой "ноль". Значит, либо первый что-то завысил, либо второй занизил, или они оба подошли к вопросу без должного внимания.

I. Итак, первый Сашин четверной лутц в каскаде с тройным тулупом (4Lz3Т) получил GOE +3/+4 (кроме нашего загадочного судьи), что вылилось в пересчёте на баллы в +3,61 надбавки (баллы считаются процентом от стоимости элемента).

Что же оценивают судьи? У судей есть 6 критериев, за которые они должны плюсовать, и 18 критериев, по которым должны сбавить (включая падения, недокруты, приземление на две ноги, касание рукой льда, степ-аут и проч.)

Саша выполнила 4Lz+3T без ошибок, минусов у неё нет. Однако судья может посчитать, что у Саши было, например, 5 плюсов, но 3 минуса и в итоге поставить "+2". Глядя на её каскад и сверяя со списком критериев для надбавок, я предполагаю следующее:

1. Высота и длина прыжка (у Саши есть) +1

2. Резкий отрыв, мягкое приземление на зубец, чёткая позиция выезда, длинная дуга на выезде (нет)

Выезды Саши -- это вообще хронический недочёт. Если та же Камила и Аня вытягивают свободную ногу назад и вверх, и скользят дальше в этой устойчивой позе по дуге или делают сложный шаг, то у Саши свободная нога почти всегда просто чуть приподнята надо льдом мыском вниз "кочерыжкой". При этом у той же Камилы развёрнуты стопа и бедро, что визуально делает прыжок красивее, более законченным и плавным.

-2

3. Соответствие акценту в музыке (скорее, нет, но тут зависит от слуха судьи)

4. Положение в воздухе: ровное вертикальное положение "свечкой" (есть) +1

5. Без видимых усилий, словно "щелчком" (есть) +1

6. Со сложных шагов, неожиданный прыжок или вплетённый в танец (нет) -- оно и понятно, т.к. сложные шаги перед прыжком ещё больше усложняют задачу, и рисковать четверным мало кто решится.

Итого: +3, и если посчитать пункт с музыкой +4.

За что теоретически могли снять "злые судьи", которые поставили Саше "ноль" за лутцы:

1. Потеря скорости в каскаде, смена направления в каскаде (не единым пролётом), заминка (потеря ритма)

2. "Скоблёжка" зубцом или заваливание на ребро при приземлении (могли применить на втором 4Lz).

3. Долгая подготовка к прыжку.

II. Второй Сашин четверной 4Lz оценен +2/+3 (+2,63 балла).

Тут по причине сложности самого прыжка нет мудрёных заходов/выходов, нет красивого выезда, приземлилась немного на ребро и при сильном замедлении можно увидеть недокрут в меньше четверти, но судьи не стали лютовать и не указали "q" в протоколе. Зато лутц с прекрасным положением в воздухе, с хорошей высотой, без видимых усилий и даже почти в музыку.

III. Двойной аксель () Саша делала с дуги назад, перетяжки, крюка и с той же ноги прыжок, правда с простым выездом. За сложность захода судьи поставили +2/+3 (0,85 балла)

IV. Второй двойной аксель () Саша прыгнула с простого захода, но с красивым махом ногой после приземления (сложный выезд), высоко и в музыку, получив от судей +3/+4 (0,94 блла)

V. Каскад тройной-лутц+тройной ритбергер (3Lz3Lo) Саша сделала очень классно -- прям в одно касание, ровно, быстро, легко. Правда, с простого захода, но судьи оценили каскад на +3/+4 (2.19 балла)

VI. А вот на каскаде тройной флип+ойлер+тройной сальхов (3F+1Eu+3S) судьи углядели "неясное" ребро (опять, флип!) и дали всего +1 (0,68 балла).

Тут замечу, что в повторе этот каскад не показывали, а в трансляции камера стояла далеко и сбоку, поэтому уловить ребро мне было сложно. Есть подозрение, что оно было немного наружним (хотя должно быть внутренним), но у Саши это ребро на флипе -- давняя песня. Хорошо, что не поставили "неверное" (хотя один судья всё-таки влепил "-1", но его оценка не учитывалась, как минимальная).

VII. Последний тройной лутц (3Lz) Саша прыгнула чётко и с хорошим положением в воздухе (как обычно). Правда, опять без сложных заходов и выходов, без красивого выезда, но думаю, она ставила на чистоту проката, и старалась облегчить прыжковые элементы. За лутц Саше поставили +3 (1,77 балла).

Три последние прыжка были так же помножены базовой стоимостью на 0,10 за исполнение во второй части программы, эта надбавка включена в баллы GOE.

Вращения и дорожка шагов в среднем на +2/+4, правда одно вращение только на 3ий уровень, как и дорожка. Зато за хореографическую дорожку, где Саша делает свой коронный кантилевер, один судья даже поставил +5 (жалко, что не учлось).

Итого по Саше:

Тех. база - 79.38

GOE - 18,37

Компоненты - от 8,50 до 9,50 из 10 (72,86 балла).

Что же входит в эти загадочные компоненты?

1. Мастерство катания

Мне понравилось описание в стиле "представьте человека, вставшего на коньки три года назад и Юзуру Ханю". Ещё одно определение: будто его ветер в спину подгоняет. То есть когда фигурист скользит без усилий (плавность). Наверное, хороший пример мастерства -- это скольжение Патрика Чана.

Так же фигурист должен показывать рёбра (конька, а не анатомические), когда он будто "закладывает" на поворотах, как мотоциклист, накреняясь. Например, Каори Сакамото или Даша Усачёва.

Владение разнообразными шагами и спиралями. Использование множества поворотов в разные сторону, работу корпуса в разных положениях, скольжение на одной ноге (баланс), а так же шаги и повороты, которые сопровождаются мягким выпрямлением и сгибанием опорного колена.

Саша в целом скользит пока немного толчками, с не очень выраженной рёберностью. Судья почти единогласно ставят ей 9,00 из 10.

2. Переходы

Непрерывность движения между элементами, разнообразность шагов и спиралей, качество исполнения этих переходов (правильные положения рёбер в крюках/выкрюках, завершённость петлей, скобок), сложность.

Саше за этот пункт ставят в среднем 8,75 из 10.

3. Представление

Эмоциональная вовлечённость, артистизм. То, в чём, например, сильна Аня Щербакова или Миша Коляда - в среднем 9,25 из 10.

4. Композиция

Идея программы, оригинальность, рисунок программы (по всей поверхности катка) - в среднем 9,25 из 10.

5. Интерпретация музыки

Движение в такт, отыгрывание нюансов музыки, выражение настроения музыки - в среднем 9,25 из 10.

Я бы рискнула заметить, что Сашины компоненты выше, чем у Фроловой на 10 баллов, и на 6 выше, чем у Нугумановой. Просто замечу.

В целом судьи плюсовали Саше хорошо (кроме тех странных неучтённых "нолей"), не валили, не придирались (например, к вращениям или дорожке шагов) и не зажимали компоненты.

Камила Валиева -- второе место.

I. Первый каскад из четверного тулупа с двойным (4Т2Т) Камила сделала (естественно) с простых шагов, но зато после выезда сделала шикарную спираль "Флажок" с захватом свободной ноги в кольцо из рук.

Выезды с обоих тулупов у Камилы с хорошо поднятой и ногой, ритмично, оба прыжка делаются в одном направлении, без потери равновесия.

Если сверять с таблицей плюсов: высота+длинна (есть), резкий отрыв+мягкое приземление+дуга в позиции выезда (есть), вез видимых усилий (есть), красивое положение в воздухе (есть), сложный выезд (есть), соответствие музыке (на усмотрение). Поэтому +4/+5 от судей за этот каскад не должен удивлять (3,94 балла).

То есть мы уже видим, что Камилин 4T2T стоит по базе дешевле, чем Сашин 4Lz3T (10,80 против 15,70 = разница 4,90), но за счёт надбавок разница чуть уменьшается (Сашины 19,31 - 14,74 Камилы = разница 4,57).

II. Второй четверной тулуп Камилы () получился чуть хуже: немного накренилась ось в воздухе, приземление было не такое лёгкое, но был красивый выезд с усложнением, была лёгкость, соответствие музыке, высота. Судьи поставили чуть меньше, чем за первый: +3/+4. Кроме одно судьи, который в Камилу был такой влюблённый, что с "пятёрки" руку почти не снимал. Правда, эта пятёрка почти никогда не учитывалась. Итого надбавка за сольный + 3,66 балла.

Снова сравним с Сашиным более дорогим по базе лутцем: 4Lz 11.50 - 4T 9.50 = разница по базе 2 балла. С надбавками 4Lz 14.13 - 4T 13.16 = разница с надбавками 0,97 баллов.

Как я уже предположила выше, Саша проигрывает GOE за счёт красивых выездов, она будто немного стопорится после прыжка, а Камила скользит дальше, почти не снижая скорость. Отсюда сокращение разницы в баллах между прыжками у девочек.

III. Тройной ритбергер (3Lo) у Камилы идёт после некоторых хореографических "па", которые заполняют места между прыжками, у неё почти не видно подготовки к следующему прыжку, она делает его в музыку и тут же спираль "Флажок" и "бестия" (кораблик в приседе), при этом весь блок элементов кладётся ровно в музыку, благо ритм "Болеро" позволяет показывать акценты и как бы заканчивать музыкальную фразу. За него судьи дали +3/+4 (1,68 балла).

IV. На аксель () Камила заходит через выкрюк назад, с той же ноги делает аксель с руками наверх, на хорошей высоте и очень мягко его приземляет (как в масло), показывает выезд и делает повороты на той же ноге. Здесь и далее все прыжки у Камилы будут в музыкальные акценты. Плюсы: +3/+4 (+1,13 балла)

V. Тройной лутц+тройной тулуп (3Lz3T) Камила делает после "бестии"с двумя руками наверх и как-то ухитряется держать ритм на прыжках в каскаде. Судьи плюсуют +3, что даёт ей +2.11 балла (с учётом надбавки 10% за прыжок во второй половине программы).

VI. А вот на каскаде тройной флип+ойлер+сальхов (3F+1Eu+3S) у Камилы судьи углядели маленький недокрут в меньше четверти. Такой недокрут не понижает базовую стоимость, но отразился на GOE: в среднем "ноль" и +0,08 балла.

VII. На последний тройной лутц (3Lz) Камила заходила с эффектной спирали Кэрриган на ход назад с высоко поднятой свободной ногой. Сам лутц с двумя руками наверх, ровный, высокий, с красивым выездом на дуге и элементом, который можно назвать разновидностью петли с удержанием рукой согнутой ноги и глубоким наклоном корпуса. Очень эффектно и в музыку. За него судьи разбрелись в оценках от +2 до +5 и в среднем вышли на +2,02 надбавки.

И тут надо отметить, что у Саши и Камилы немного разные наборы сольных прыжков (помимо четверных). Саша прыгает 2А, 2А, 3Lz (по базе 13,09), а Камила 2А, 3Lo, 3Lz (14,69).

Добавим сюда традиционно сильные вращения 4го уровня Камилы (+4/+5) и дорожку шагов 4го уровня (+4), а так же компоненты выше Сашиных на 3,46 балла (в среднем Камиле ставили от 9,00 до 9,75). Влюблённый судья поставил 10 за композицию, но его компенсировали другие судьи.

Итого у Камилы по программе:

База - 74,31 (у Саши 79,38), разница 5,07

Надбавки - 23,39 (у Саши 18,37) разница 5,02

Компоненты - 76,36 (у Саши 72,84)

Получается, что разницу в технической базе - 5,07 Камила перекрывает надбавками +5,02, а по компонентам обходит Сашу на +3,52 балла.

Есть ли здесь судейский беспредел? Кроме странных "нолей", которые ни на что не повлияли, я не вижу заговора против Саши. Она улучшила свой же рекорд, получив за прокат с двумя четверными больше, чем она получила в том году за прокат с четырьмя квадами (JapanOpen 2019 - 160,53 балла против 170,61 на нынешнем Чемпионате России). Ей не поставили ребро, дали очень хорошие для неё компоненты, хотя при всей моей к ней любви ни музыкальности, ни интерпретации с композицией там особо нет, да и скольжение у Саши не самое выдающееся. Очевидно, что судьи были к ней лояльны, как к участнице сборной и вообще -- одной из самых сильных наших фигуристок.

Отдельно следует сказать, что программа поставлена тоже не лучшим образом, но здесь уже претензия к постановщику. Есть "голые" места, не додумана дорожка, не очень подходящая и довольно избитая музыка. И главное -- почему не выпустили шипы из платья?)

Программу нашей золотой медалистки Ани Щербаковой разберём в следующей статье.

*******************************************************************************

Дорогие читатели. Призываю вас воздержаться от оскорблений спортсменок, тренеров, а так же других участников в комментариев. Спасибо за понимание)