Арабское Государство Палестина должно было появиться на карте мира одновременно с Израилем – 14 мая 1948 г., после того, как истёк срок британского мандата на управление Палестиной. Согласно решению ООН, 56,47% территории Палестины отходило Израилю, а остальные 43,13% должны были войти в состав арабского государства.
Еврейская община Палестины (Ишув) приняла план ООН, все арабские страны и представители арабского населения Палестины (Высший арабский совет) его категорически отвергли.
Война между арабами и евреями началась уже в ноябре 1947 г. - ещё до истечения британского мандата. И если Израиль вступил в независимость уже сформировавшимся государством, то арабское государство не состоялось: на арабских территориях царил хаос, действовали местные партизаны и армейские части из Египта, Сирии, Трансиордании, Ирака и Ливана; территориями пытались управлять традиционные шейхи, полевые командиры и офицеры арабских армией. Израиль победил, часть арабских территорий была занята израильтянами, в других частях арабской Палестины расположились египетские и трансиорданские войска.
В ходе арабо-израильской войны 1948-49 гг. возникла одна из ключевых проблем в дальнейших взаимоотношениях Израиля и арабского мира — проблема палестинских беженцев. Из-за ожесточённого характера межнационального конфликта, большие массы населения покидали территории, захваченные противником. В общей сложности, в ходе войны за Независимость, и, позже, Шестидневной войны, свои дома покинули до 600 тысяч арабов.
Единого мнения о причинах, приведших к этому, до сих пор нет. Арабские страны обвиняют Израиль в том, что он насильно выселял этих жителей с захваченных территорий, Израиль настаивает на преимущественно добровольном исходе, и напоминает, что в ходе войны 1948-49 гг. сами арабские власти, будучи уверенными в своей быстрой военное победе, нередко призывали арабское население Палестины покидать свои дома, чтобы расчистить путь для наступающих арабских армий. Кроме того, Израиль призывает рассматривать не отдельно проблему палестинских беженцев, а комплексную ситуацию с обменом населением в регионе: в период с 1948 г по начало 1970-х, от 800 тысяч до 1 млн. евреев покинули окружающие арабские страны и оказались в Израиле.
Если евреи, переместившиеся в Израиль из арабских стран, стали полноценными гражданами Израиля, то к палестинским беженцам в соседних странах отнеслись не так дружелюбно. Фактически, полноценное гражданство им предоставила только Иордания: интеграция беженцев в общество в других арабских странах была искусственно приостановлена местными властями. Неоднократно высказывались мнения, что палестинские беженцы рассматриваются этими странами лишь в качестве инструмента воздействия на Израиль. В отношении палестинских беженцев действует уникальное определение, не применявшееся более ни к кому из переселённых народов: потомки беженцев, родившиеся позже за пределами Палестины, также считаются беженцами. Таким образом, их количество сегодня значительно превышает количество арабов, покинувших свои дома в период войны за Независимость и Шестидневной войны — и делает требование об их возвращении ещё более невыполнимым.
В 1964 г. Лига Арабских Государств (ЛАГ) создала Организацию освобождения Палестины (ООП), которая должна была представлять палестинцев на мировой арене и управлять палестинскими беженцами. Т.е. ООП превращалась в палестинское государство в изгнании. В его состав вошли политические движения, религиозные, профессиональные и корпоративные объединения; из партизанских отрядов в лагерях беженцев в Иордании, Египте и Сирии была сформирована регулярная армия.
Идеологической платформой ООП изначально была Палестинская хартия, положения которой исключали возможность мирного диалога с Израилем («ликвидировать сионистское присутствие в Палестине» (статья 15); «создание Израиля не признаны и никогда не будут признаны» (статья 19); «Палестинский арабский народ … отвергает всякое решение, кроме полного освобождения Палестины, и всякий план, направленный на урегулирование палестинской проблемы» (статья 21).
ООП вела вооружённую борьбу против Израиля, её активисты совершали террористические акты против израильтян. Однако, после поражений в войнах 1967 г. и 1973 г. и тяжёлых потерь, стратегия ООП постепенно начала меняться. В 1974 г. ООП отказывается от исключительно военно-террористических методов решения палестинской проблемы, хотя и не прекращает ни военной, ни террористической деятельности.
Изначально структуры ООП располагались в Египте, Сирии и Иордании, но в 1970 г. палестинцы попытались захватить власть в Иордании и потерпели поражение (т.н. «Чёрный сентябрь»). Структуры ООП и сотни тысяч палестинцев были вытеснены в Ливан, откуда начали атаковать Израиль, одновременно оказывая давление на ливанских христиан. В 1975 г. в Ливане разгорелась гражданская война, в которой ООП и ливанские левые схватились с христианским ополчением. В 1982 г., после серии нападений на израильтян, израильская армия вторглась в Ливан, разгромила силы ООП и вытеснила их частично в Сирию, а частично в Тунис.
Международная и общеарабская поддержка ООП слабела. Египет после заключения мира с Израилем выдворил палестинцев из своей страны, из Иордании они были вытеснены иорданской армией, из Ливана – израильтянами. Сирийцы рассорились с лидером ООП Ясиром Арафатом и сосредоточились на поддержке ультрарадикальных палестинских фракций.
В начале 1980-х захваченные Израилем палестинские земли оказались как бы «ничейными»: Египет отказался от претензий на сектор Газа, а Иордания – от Западного берега Иордана. Арафат и его окружение пришли к выводу, что для создания государства необходимо закрепиться на палестинских территориях, оккупированных Израилем, и начинать мирные переговоры.
В 1987 г. на оккупированных территориях вспыхнуло «восстание камней» — Первая интифада. Израильская армия столкнулась со сложностями при её подавлении, поскольку им противостояла не регулярная армия, а стихийные гражданские выступления, зачастую использующие подростков. Первая интифада завершилась мирным урегулированием и подписанием Соглашения в Осло.
15 ноября 1988 г. Палестинский национальный совет (парламент ООП) в Алжире провозгласил образование Государства Палестина. Из Палестинской хартии был убран постулат, отказывающий Израилю в праве на существование. Взамен ООП потребовала от Израиля освободить арабские территории, захваченные после 1967 г.. ООП также устами Арафата осудила терроризм и пообещала более не прибегать к нему. 2 апреля 1989 г. Арафат был признан главой Государства Палестина.
Переговоры между Израилем и ООП начались почти сразу после фактического признания Израиля палестинцами. В 1991 г. в Мадриде состоялись первые официальные переговоры, в которых, помимо евреев и арабов, участвовали представители США и СССР.
В 1993 г. министр иностранных дел Израиля Шимон Перес начал переговоры с ООП. 13 сентября 1993 г. правительство Израиля и руководство ООП подписали Соглашение в Осло — Декларацию принципов, согласно которой ООП признаёт Израиль, а Израиль признаёт ООП представителем палестинского народа. Соглашение предполагало самоуправление палестинцев (Палестинскую национальную автономию – ПНА) под руководством ООП в течение 5 лет, после чего должен был начаться процесс создания независимого Государства Палестина. Арафат переехал на Западный берег реки Иордан, и ООП приступила к формированию легальных органов власти.
Однако мирный процесс застопорился. В рядах ООП и других палестинских группировок, в т.ч. Движения исламского сопротивления (ХАМАС) и «Исламского джихада», доминировал настрой на уничтожение Израиля, а мирные переговоры расценивались как военная хитрость. После подписания Соглашения в Осло израильтяне выпустили из тюрем всех палестинцев, в т.ч. террористов, и они в массовом порядке были зачислены в силовые структуры палестинской автономии. Не прекращались ни террористические акты против израильтян, ни пропаганда, нацеленная на уничтожение Израиля. Верхушка ООП и сам Арафат, при всей их ненависти к евреям, понимали, что мир – единственный выход и ситуации, но боялись не только преследовать, но и открыто осуждать террористические акты против евреев.
Более того: если из Палестинской хартии убрали требование уничтожить Израиль, то в программных документах ООП и входящих в её состав группировок (в том числе «ФАТХ», возглавлявшейся Арафатом) это требование сохранялось. Военное крыло «ФАТХ», «Бригады мучеников Аль-Аксы», вели террористическую войну против Израиля, а на протесты израильтян Арафат отвечал, что «бригады» не имеют к нему отношения, хотя многочисленные документы и свидетельства говорили об обратном. Терроризм практиковала и «Танзым» - спецслужба Арафата.
Поэтому в Израиле очень многие сочли мирный договор с палестинцами изменой. 4 ноября 1995 г. ультраправый террорист Игаль Амир на митинге застрелил израильского премьер-министра Ицхака Рабина, ответственного за подписание соглашений.
Ситуация стала патовой. В июле 2000 г. в Кэмп-Дэвиде состоялись переговоры между президентом США Биллом Клинтоном, премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и Ясиром Арафатом, которые были призваны открыть дорогу независимости Палестины. Однако этого не произошло: Арафат требовал передать ПНА Восточный Иерусалим и разрешить вернуться палестинским беженцам. Оба требования были неприемлемыми для Израиля. Передача Восточного Иерусалима под арабский контроль сделала бы Западный Иерусалим беззащитным в военном отношении, а возвращение арабских беженцев, численность которых равна всему населению Израиля (включая арабов), превратило бы евреев в меньшинство в своей стране. Тем более что арабские страны и Арафат отказывались признать существование еврейских беженцев из арабских стран, что могло бы стать основой для некоего взаимоприемлемого решения.
Со времени провала переговоров 2000-го г. в Кэмп-Дэвиде мирный процесс в Палестине застопорился. Смерть Арафата в 2004 г. привела к ослаблению влияния ООП (сменивший его Махмуд Аббас не обладает и тенью популярности создателя ООП) и росту популярности ХАМАС среди палестинцев. В июле 2007 г. ХАМАС изгнал администрацию ПНА из сектора Газа и установил там собственную власть. С тех пор существуют два палестинских квази-государства: официальная ПНА на Западном берегу Иордана – светское и формально признающее Израиль, и исламистское в Газе, опирающееся на Иран и отказывающееся от любых контактов с Израилем. Непрерывные теракты, совершаемые с территории сектора, приводили к военным операциям Израиля («Летние дожди» в 2006 и «Литой свинец» в 2008 г.), но ХАМАС, несмотря на потери, удерживает власть в Газе до сих пор.
Учитывая, что на территории, контролирующийся ПНА, также сильно влияние ХАМАС и «родственных» ему группировок вроде «Исламского джихада», администрация Махмуда Аббаса, как и Арафат ранее, не в состоянии ни бороться с экстремистами, ни даже осуждать их, боясь за свои жизни. В результате примеры поддержки властями ПНА террористической деятельности против Израиля можно приводить сотнями. Для защиты населения Израиль вынужден построить защитную стену, отделяющую его от палестинских территорий, что само по себе свидетельствует о хрупкости мира в регионе.
В январе 2020 г. президент США Дональд Трамп предложил очередной план мирного арабо-израильского урегулирования, предусматривающий создание независимой Палестины, фактически находящейся под военным контролем Израиля. Разумеется, план был отвергнут и ПНА, и ХАМАСом в Газе. Однако частичная реализация плана Трампа, выразившаяся в признании Израиля сразу четырьмя арабскими государствами (ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко) и перспективой признания Саудовской Аравией и Оманом, меняет ситуацию в Палестине. Если раньше арабские страны давали палестинцам, в т.ч. всего террористическим структурам, больше средства, то теперь денежный поток почти иссяк (деньги даёт только Иран, и только ХАМАС, да и денег у Ирана мало). В этой ситуации правительство Махмуда Аббаса, уже под давлением арабских монархов, скорее всего, станет миролюбивее по отношению к Израилю. А ХАМАС рискует оказаться в изоляции от арабского мира, т.к. арабские страны очень болезненно относятся к контактам ХАМАС с Ираном.
***
Потепление между Израилем и ключевыми арабскими странами – сдвиг колоссального масштаба, в корне меняющий ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Если Египет и Иордания в своё время заключили мир с Израилем, будучи в безвыходной ситуации, то страны, которые пошли на этот шаг в 2020-м, сделали свой выбор сознательно. Его можно считать выбором нового поколения арабских правителей и политиков, свободных от застарелых иллюзий. Ужесточающаяся конфронтация с 80-миллионным Ираном, который вот-вот станет ядерной державой, заставляет арабские страны сближаться с Израилем и вести борьбу с радикалами, которых раньше они поддерживали – и в первую очередь с ХАМАС и другими палестинскими экстремистами. В этих условиях радикальные настроения среди палестинцев, несмотря на то, что они глубоко укоренены, неизбежно будут слабеть, а позиции сторонников мира с Израилем – укрепляться.
Евгений Трифонов, историк и журналист