Эту историю о великой силе искусства (и в данном случае никакой иронии, никакого преувеличения) я не раз рассказывала друзьям. А в преддверии Нового года решила рассказать и вам. И даю честное слово, что всё так и было! :)
Кто знаком со мной лично, то знает, что помимо лекций и других мероприятий, связанных с историей моды и костюма, я провожу экскурсии в московского Музее русского импрессионизма. И по основной экспозиции, и по временным выставкам, которые сменяются у нас три раз в год. И вот в 2018 у нас была совершенно восхитительная выставка под названием "Жёны", посвящённая портретам русских художников. Как я потом про неё говорила, "153 раза рассказывала о любви и не устала!"
Одна из самых моих самых любимых историй была о любви Бориса Кустодиева и его жены Юлии. Она была рядом с ним и в радости, и в большом горе. Когда художнику делали операцию на спинном мозге, именно ей пришлось принять решение, подвижность чего нужно сохранить, рук или ног. "Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет..." И то, что Кустодиев пришёл в себя и вернулся к творчеству, в немалой степени и её заслуга. Юлия поддерживала его, кормила, читала вслух, писала под диктовку, возила в инвалидном кресле (к которому приделали специальный мольберт), подвигала поближе карандаш и палитру - надеясь, что рано или поздно муж сможет за них взяться... И он взялся. Не было бы рядом заботливой любящей жены, не было бы и знаменитой "Купчихи за чаем" и многих других чудесных работ.
История очень хорошая. А я... Отбросив ложную скромность, скажу - я очень хороший экскурсовод. Свои восторги и благодарность мне дарят сотни и сотни людей. Но самые мои любимые комплименты - от тех, кто вроде бы и занят совсем другим делом, но заслушивается экскурсией. Например, наши клинеры. Или охранники. Если уж им нравится, ты понимаешь, что - да, получилось.
И вот выставка закончилась. Я иду по пустым залам, традиционно любуясь картинами напоследок - вот-вот они вернутся в свои музейные коллекции. И тут ко мне подходит один из наших охранников (музейных старушек у нас нет, вместо них - крепкие парни в строгих костюмах). И спрашивает, мол, вы, Марьяна, пришли с картинами попрощаться, да? Ага, отвечаю, и думаю при этом - надо же, как он почувствовал и понял! А он и продолжает...
"Я тут слушал, как вы про них рассказываете. - И машет в сторону портрета Юлии Кустодиевой. - Вот это жена была! Я тут как-то в клубе был, и там какая-то тёлка своему и говорит: "Хочу новый айфон!" А он уговаривает её: "Потерпи, детка, он только вышел, сейчас цены бешеные, чуть упадут и сразу куплю". А она упёрлась и говорит, что хочу сейчас и всё! Эх... Я бы жену хотел, как у того художника, а не как эта..."
И тогда я немножко почувствовала себя в рассказе О.Генри "Фараон и хорал": "Под влиянием музыки, лившейся из старой церкви, в душе Сопи произошла внезапная и чудесная перемена..."
С праздником! С наступающим Новым годом! Да пребудет с вами сила искусства! Великая. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory