Первый раз с историей Натальи я столкнулась пару лет назад, исследуя проблемы подавления и подростковых взаимоотношений.
Надо сказать, что в сети не так много грамотной информации о том, а что делать - если семья, или сам подросток - столкнулись с буллингом.
Советы типа "не обращать внимания", "забыть", "найти хобби" по моему представлению, крайне редко могут решить вопрос, а зачастую, еще и накалят обстановку.
Со стороны подростка может быть настолько сильное замешательство и страх, что совет забыть будет выглядеть скорее как проявление отсутствия сочувствия, нежели реальная помощь.
В случае с Натальей, где сын столкнулся с травлей в школе -она действовала очень мудро и грамотно. Хотя это и не случилось за один день, и, как рассказывает сама мама, было изучено множество данных.
Начну с определения травли.
Это систематическое (НЕ разовое) агрессивное преследование одного (или нескольких) членов коллектива другими.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В случае семьи Цымбаленко это развивалось на протяжении 2х лет. Узнав о ситуации, родители отдали ребенка в секцию физической подготовки, чтобы он смог сам постоять за себя. Сын стал крепче и увереннее, но полностью это ситуацию не выровняло.
В своих поисках и с высоты уже решенной ситуации Наталья озвучивает очень важную мысль. Травля не прекратится, пока не вмешаются взрослые. И именно взрослые могут и должны ввести дисциплину, и повлиять на ситуацию.
Наталья обратилась в родительский чат, но не получила там никакой поддержки. Точнее, большинство родителей стали высказываться против каких-либо вмешательств: пусть разбираются дети сами, идет просто распределение влияния.
А классная руководительница так вообще из личной переписки вышла в общий чат и эмоционально заявила, что складывает полномочия классной, раз кто-то считает, что она не справляется (хотя Наталья скорее конструктивно обращалась за помощью, а не голословно обвиняла в чем-либо).
Как рассказывает эта отважная женщина - один из вариантов был - перевести ребенка в другую школу. Но сам сын колебался, так как в классе у него был верный друг, которого пришлось бы терять. Также, сама Наталья отмечает, что она стремилась к тому, чтобы показать сыну, что подобные ситуации тоже решаемы. Научить отстаивать свои права не только силовыми методами, но и цивилизованными.
После отказа в содействии со стороны родителей и классной руководительницы, Цымбаленко написала свое обращение, и отправила в несколько мест(на адрес школы, на адрес председателя Управляющего совета школы и отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет).
И из обсуждения в местечковом чате ситуация приняла статус официального обращения. И вот тогда, после писем, которые нельзя было проигнорировать, и родители, и классная руководительница, стали менять свою позицию. Здесь отвернуться или проигнорировать уже не получилось. Была длинная непростая дорога по взаимодействию с разъяренными родителями, с представителями власти.
Безусловно, это был длинный путь. После разбирательств ребенка какое-то время игнорировали одноклассники. Но - основная цель была достигнута - травля прекратилась. А со временем и молчание стало сглаживаться.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
По итогам всей истории, где удалось остановить травлю и при этом -сохранить уверенность ребенка - Наталья написала книгу-методичку. На мой взгляд - это очень взвешенное пособие как для родителей, так и для школьников, с описанием шагов для того, чтобы действительно справиться с ситуацией травли в коллективе.
Мне книга напоминает точную схему конструктор, которая показывает: в случае А - нужно сделать З. В случае Б - сделать Н. И так далее.
И конечно же, человек искренне делится своим опытом преодоления.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Почему в заголовке я указала должность Натальи?
Мне стало интересно, чем занимается эта отважная женщина. Много ли у нее было свободного времени, чтобы заниматься вопросом. Ведь не секрет, что часть родителей действительно ссылаются на занятость, груз своих проблем. И им совсем не до детей.
Оказалось, что Наталья - мама троих детей, а также - занимает должность руководителя: она начальник Управления информационной политики и коммуникаций Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (тут вряд ли можно сослаться на незанятость).
Так вот, помимо того, что Цымбаленко выпустила книгу, она периодически проводит живые вебинары на тему урегулирования буллинга. А также -она инициировала предложение о том, чтобы в школах для учителей была разработана программа. Чтобы педагоги понимали - в буллинге страдает не один человек.
Практически весь класс - в разной мере - получает негативный опыт, который в дальнейшем может сказаться на протяжении всей уже взрослой жизни. И чтобы помимо понимания у учителей были инструменты - как справляться с травлей и подавлением. Как сделать школу не только местом получения данных по географии, но и местом знаний о жизни.
А вы как думаете? Должны ли взрослые вмешиваться в ситуации травли? Напишите в комментариях.
А я продолжу рассматривать темы того, как справляться с подавлением, и тренировать, увеличивать свою силу, силу своего окружения.
Если интересно -подписывайтесь на мой канал.
Вот еще несколько статей в тему:
1. Неуверенность - откуда она берется, и как это изменить?
2. Буллинг: как остановить травлю ребенка
3. Фильм "Тоня против всех". Реальная история - как подавление сломало карьеру способной фигуристки
Также полезная информация:
Прокуратура информирует что такое буллинг и какая ответственность предусмотрена за его совершение