Здравствуйте, дорогие читатели!
В личных сообщениях меня периодически просят больше рассказать о подростковых трудностях, а также о том, как с ними справляться.
Одним из самых сложных моментов в общении подростков является буллинг. По - русски - это травля, или, более развернуто: агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников или студентов).
Травля может быть как словесной, так и физической. Ни один из ее вариантов не уменьшает воздействия на психику ребенка. И во взрослой жизни часто приводит к трудностям. Это и депрессивные состояния, и неспособность отстаивать свои границы, частые смены работ, неуживчивость с партнерами. Фобии, страхи, неврозы.
Возникнуть травля может в любой момент, а объектом стать - любой, кто, по мнению толпы, отличается. Худой или толстый, тупой или слишком умный(тогда уже сразу ботан), цвет кожи, глаз, застенчивость и тд и тп. Обесценить ведь можно все, что угодно.
Возникла травля как явление далеко не вчера. И в советское время она также была - как бы ни пытались ряд фильмов и статей убедить кого-то в обратном.
Можно отнекиваться или открещиваться от такого явления - до тех пор, пока она не коснется определенной семьи. Вашей, например. И, в случае, если это случилось, хорошо бы знать - как действовать и что делать.
Классический вариант травли обычно разворачивается в школе, в средних классах. Странность заключается в том, что ряд взрослых - как родители, так и педагоги, иногда занимают позицию "дети сами разберутся". Особенно любопытна такая позиция, если ее занимает учитель(или учителя).
Ребенок, который ходит в школу, помимо информации по физике и алгебре - учится и взаимодействию в коллективе. Разница между физикой и взаимодействием будет в том, что по первому предмету -ребенок получает теорию - то, как правильно решать задачи, проводить опыты, и уже после - тренируется.
А в случае общения в коллективе взрослые по непонятной причине вдруг принимают идею - что ребенок (не имея вводных) - сам найдет верное решение (WTF??).
Я искренне сочувствую тем, кто учился в "школах" с подобной философией. Ведь именно взрослые в школе - это те ориентиры, на которые смотрят и равняются дети. Определяют - что можно, что нельзя. что допустимо, а что нет.
___________________________________________________________________________________
Именно в компетенции взрослых - остановить ситуацию травли, если уж она вдруг возникла. ВВЕСТИ ПРАВИЛА И ПОКАЗАТЬ, ЧТО В ЭТОЙ ШКОЛЕ, В ЭТОМ КЛАССЕ - подобные вещи недопустимы. И далее - поддерживать дисциплину и правила.
То есть - именно взрослые могут и должны справиться с ситуацией. Безусловно, можно ожидать, что дети сами разберутся. Правда случаи, когда жертва вдруг восставала и бралась за оружие обществу почему-то не особо приятны. Никто ведь не задумывается, что человек, доведенный до отчаяния, разбираться будет какпопало.
______________________________________________________________________________________
Что же делать, если подобная ситуацию все-таки случилась?
Если вы родитель:
ВАРИАНТ 1:
1. Поддерживать своего ребенка, помогать выговариваться, разбирать ситуацию. Тренировать способность отстаивать свои границы (секции борьбы, танцы, тренировки по общению).
2. Обратиться к классному руководителю с просьбой о сотрудничестве и урегулировании ситуации.
3. Обратиться к родителям буллей-агрессоров (сейчас у большинства есть чаты), поговорить с ними (на этом этапе всегда возможна вилка - кто-то помогает, кто-то встает в позу).
4. Если п.2 и п.3. не дали результатов - направлять письменные обращения директору школы. Не помогает - писать выше - в Департамент образования.
5. Обратиться к психологу. Школьному или нет - решить объективно самостоятельно. Чтобы специалист помог справиться с эмоционально-психической стороной вопроса, а также - рассказал о принципах взаимодействия.
Сложно изначально предположить - как развернется ситуация, но важно понимать, что у любой трудности есть несколько решений. И важно найти оптимальный. Адекватные люди тоже есть. Иногда их нужно поискать.
(Этот вариант подходит для тех, кто располагает ресурсами времени и сил, и готов отстаивать позицию. Иногда подобные действия вынужденны - рядом просто нет других школ).
ВАРИАНТ 2.
1. Если есть возможность - посмотреть на другие школы вокруг.
Иногда смена школы/класса дает ощутимую пользу.
Часто буллингу подвергаются отличники, творческие дети - то есть те, чьи способности выше среднего в определенной среде. И оставаясь в токсичной среде ребенок не только подвергается психологическому давлению, но, зачастую, еще и его талант обесценивается вплоть до полной остановки (каждый день получать обратную связь в виде критики не каждый выдержит).
А если найти школу с уровнем развития, соизмеримым со способностями ребенка, это будет наоборот способствовать развитию и укреплению силы (с оговоркой - при наличии здоровой психологической обстановки в новом месте).
Так или иначе - крайне важно не пускать ситуацию травли на самотек. Буллинг подразумевает, что это не разовое, а систематическое и целенаправленное действие. Любое длительное подавление приводит к разрушению человека, уменьшению его способностей, силы, потенциала.
И если Вам эта тема близка - знайте, что пока человек жив, есть возможность изменения.
А вы сталкивались с травлей? Удалось ли справиться?
Напишите в комментариях.
Еще статьи моего канала:
1. Как счастливо встретить Новый Год тем, кто рос в токсичной среде
2. Как распознать подавляющую личность. 11 характеристик
3. 11 интересных фактов о "Похороните меня за плинтусом"