Найти тему

Прогулка по Волхонке: палаты Волконских, дом Михалкова, история ГМИИ

В древности она называлась Чертольской, по урочищу Чертолье у ручья Черторый. Это был бурный поток, русло которого «черт рыл». Царь Алексей Михайлович ездил на богомолье в Новодевичий монастырь по улице Чертольская. Имя ее смущало богомольца, и потому он окрестил Чертольскую Пречистенкой. Так и сейчас называют ее – за Бульварным кольцом.

Царь Алексей Михайлович, гравюра XVII века (Public Domain, Wikimedia)
Царь Алексей Михайлович, гравюра XVII века (Public Domain, Wikimedia)

Начальный отрезок Пречистенки (в Белом городе) народ переименовал в «Волхонку», по кабаку в доме князя Волконского. Пьяная топонимика в Москве не редкость: от кабаков ведут происхождение «Плющиха», «Разгуляй» и многое другое.

Волхонка, от дома №6 до дома №10 (фотография моя)
Волхонка, от дома №6 до дома №10 (фотография моя)

Волхонка живописна. Новая власть многое тут порушила, но, к счастью, почти ничего не построила. Первые номера пропали в градостроительной мясорубке прошедшего века, и нам придется начать с №6 – большого доходного дома дворян Михалковых.

Доходный дом Михалковых, Волхонка №6 (фотография моя)
Доходный дом Михалковых, Волхонка №6 (фотография моя)

Эта фамилия неплохо себя чувствовала и при историческом материализме. Здесь, на четвертом этаже, рос Сергей Михалков. Юноша вытянул свой счастливый билет, когда напечатал в «Правде» стихотворение «Светлана», полюбившееся Сталину. Дочку вождя тоже звали Светланой… быть может, на это поэт и рассчитывал?

Маленькая Светлана на коленях у Берии. За столом – Сталин. В наушниках – Лакоба. Фотография начала 30-х (Public Domain, Wikimedia)
Маленькая Светлана на коленях у Берии. За столом – Сталин. В наушниках – Лакоба. Фотография начала 30-х (Public Domain, Wikimedia)

Рыцарь конъюнктуры жил долго и счастливо, почти до ста, и сочинил слова для всех трех гимнов. Когда Твардовский намекнул ему, что текст не очень-то хорош, Михалков возразил: мол, хорош или нет, а слушать будешь стоя. Эта история – не анекдот, а запись в дневнике Твардовского.

Волхонка №6, с 5,6,14, бывшая театральная школа (фотография моя)
Волхонка №6, с 5,6,14, бывшая театральная школа (фотография моя)

Левее – низкий домик (№6с5), окруженный крошечными флигельками. В начале XIX века здесь открыли театральную школу, где учился гениальный комик Живокини. Он доигрался до того, что невозможно было выйти из дому. Едва увидев Живокини, люди начинали хохотать – и в церкви, и на улице.

Василий Живокини, фотография XIX века (Public Domain, Wikimedia). Полтора века назад, видя это лицо, москвичи не могли удержаться от смеха.
Василий Живокини, фотография XIX века (Public Domain, Wikimedia). Полтора века назад, видя это лицо, москвичи не могли удержаться от смеха.

Во дворе классицистической усадьбы №8, где родился декабрист Ринкевич, стоят палаты, без которых Волхонка никогда бы не называлась Волхонкой: это кабак в бывшем доме князей (строение 8).

Палаты Полтевых-Волконских (иллюстрация к статье Р. Рахматуллина и К. Михайлова «Волхонка и Чертолье», archnadzor.ru)
Палаты Полтевых-Волконских (иллюстрация к статье Р. Рахматуллина и К. Михайлова «Волхонка и Чертолье», archnadzor.ru)

До Волконских палатами владел дворянин Яков Полтев, который при Петре I пострадал за дерзкие речи («разорили-де нас корабли и вконец нам от кораблей погибнуть»). Оратора пытали, били кнутом, заклеймили и сослали в Таганрог. Спасибо, что язык не отрезали. Палаты Полтевых, украшенные (давно срубленным) каменным узорочьем, возведены в середине XVII века. Теперь они обшиты досками и в аварийном состоянии, доступ к палатам закрыл Пушкинский музей.

Кусочек древних палат, теперь обшитых досками, можно увидеть с Колымажного переулка (фотография моя)
Кусочек древних палат, теперь обшитых досками, можно увидеть с Колымажного переулка (фотография моя)
Дом №8 с 6 – строение, которое выходит на Волхонку (фотография моя)
Дом №8 с 6 – строение, которое выходит на Волхонку (фотография моя)

Все на Волхонке связано с музами. Не исключение и красавица-усадьба №10 с ионическими колоннами.

Волхонка №10, правая часть здания (фотография моя)
Волхонка №10, правая часть здания (фотография моя)

Здесь провел детство современный музыкант Андрей Макаревич, оставивший о доме любопытные воспоминания. Его отец был архитектором, одним из авторов памятника Марксу («холодильник с бородой») в Театральном проезде. А веком раньше, в 1847 году, в усадьбе останавливался еще никому не известный Чернышевский.

Николай Чернышевский в молодости, фотография 1859 (Public Domain, Wikimedia)
Николай Чернышевский в молодости, фотография 1859 (Public Domain, Wikimedia)

В похожем на античный храм дворце из мрамора (№12) – Музей изобразительных искусств, который носит имя Пушкина, а должен бы – имя Цветаева.

Египетский зал Музея изящных искусств, фотография 1912 года (Public Domain, pastvu.com)
Египетский зал Музея изящных искусств, фотография 1912 года (Public Domain, pastvu.com)

Отец знаменитой поэтессы положил полжизни ради этого проекта и обил пороги всех московских богатеев. Сутуловатый пожилой профессор, из поповичей, не обладал харизмой или даром убеждать, но упорство все превозмогает. Главным жертвователем стал аристократ-предприниматель Юрий Нечаев-Мальцов (отдал Музею миллионы), архитектором – Роман Клейн.

Музей изящных искусств, фотография 1910-1912 годов (Public Domain, pastvu.com)
Музей изящных искусств, фотография 1910-1912 годов (Public Domain, pastvu.com)

Замысел был прост и гениален: собрать под одной крышей слепки со скульптур из основных музеев Европы, чтобы изучающим искусство не пришлось делать турне по многим городам и странам.

К началу 1905 года плоды многолетнего труда пошли насмарку. Почти достроенный музей сгорел, пожарные с ломами перебили экспонаты, меценаты перестали давать деньги, вспыхнула революция, Цветаева разбил инсульт. И все-таки к 1912 году они с Клейном и Мальцовым довели дело до победы!

Иван Цветаев и Юрий Нечаев-Мальцов, фотография (Public Domain, Wikimedia)
Иван Цветаев и Юрий Нечаев-Мальцов, фотография (Public Domain, Wikimedia)

В 1937 году пышно отметили столетие одной дуэли, и музей получил имя Пушкина (к которому имеет ровно такое же отношение, как и к Александру III). В годы войны античный храм стоял без крыши (бомба взорвалась). А в декабре 1949 года слепки утащили в боковые залы, почти всех музейщиков уволили. Причиной этого погрома был юбилей вождя: здесь обосновалась выставка подарков Сталину. Через четыре года все прошло, как сон.

ГМИИ имени Пушкина в наши дни (фотография моя)
ГМИИ имени Пушкина в наши дни (фотография моя)

В наше время дворец на Волхонке превращается в центр целого музейного городка. Музею отдана и соседняя голицынская усадьба.

Продолжение прогулки по Волхонке.

И окончание прогулки

Все мои статьи, связанные с московским краеведением, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Как царь Алексей Михайлович изгнал с московской улицы чертей

Дом на три улицы. Здесь жили и Салтычиха, и доктор Гааз

Как стать консулом в Риме?