Данте Алигьери
Данте Алигьери (1265-1321) – итальянский поэт. Родился и жил во Флоренции, ставшей самым любимым городом. В 1302 году был изгнан из колыбели Возрождения и более в неё не вернулся из-за принадлежности к белым гвельфам (политическая партия).
Известен трудом «Божественная комедия», а также сонетами и канцонами посвящёнными Беатриче – музой и любовью всей жизни Данте.
История создания
«Божественная комедия» писалась Данте в период изгнания из Флоренции в течение 14 лет. Так, в части «Ад» нашли отражения впечатления Алигьери после отъезда из Флоренции и осмысления прошлой жизни поэта. Часть «Чистилище» уже представляла собой компиляцию научно-философской, политической и богословско-символической тем, над которыми размышлял Данте в период изгнания. «Рай» же в свою очередь был закончен незадолго до смерти итальянского поэта, а потому его можно назвать итогом всей жизни Данте.
Изначально произведение носило название «Комедия», так как комедией в Средневековье называли описание страданий/трагедии других людей, то есть мучений к тебе не относящихся. Слово «Божественная» стало частью названия значительно позже и то благодаря Джованни Боккаччо, другому итальянскому писателю, во время лекции так лестно отозвавшемуся о труде Данте.
В общем и целом, «Божественная комедия» может трактоваться как «Божественное действо».
Также стоит отметить, что труд Данте относится разными исследователи к разным эпохам. Кто-то называет его произведением Средневековой литературы (т.к. Средневековая картина мира в поэме), а кто-то эпохи Возрождения (отход от Средневековых канонов и появление идей эпохи Возрождения). Компромиссом здесь будет включение «Божественной комедии» в ряд произведений раннего Возрождения.
Композиция и жанр
Труд Данте относится к жанру поэмы, поскольку в нём есть черты лиро-эпического (общая история и внимание к чувствам), большой объём, тематическое разнообразие, сюжет, лирический герой (выражающий отношение к повествованию), второстепенные герои, изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне.
«Божественная комедия» состоит из трёх частей: Ад, Чистилище и Рай, которые характеризуются собственным пространством и героями. Композиция линейная: события следуют друг за другом, с элементами вставочной (вставочные сюжеты – истории душ, которых встречает Данте)
Тема и идея
В своей работе Алигьери поднимает множество тем. Основными из них можно считать: грех и его искупление, творчество, вознесение к Богу.
Идея – человек через творчество может уподобиться Богу и искупить свои грехи.
Главные герои
Их трое:
· Данте – главный герой и повествователь; поэт, Божьей волей отправленный в путешествие по трём измерениям
· Вергилий – древнеримский поэт, кумир Данте и его проводник в Аду и Чистилище. Выступает в роли наставника
· Беатриче – возлюбленная Данте, его проводник в Раю. Послала Вергилия, чтобы тот сопроводил Алигьери по первым двум измерениям
Ад
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь по тьме долины»,
- Данте Алигьери, «Ад», песнь первая
По сюжету Данте попадает в сумрачный лес – преддверие Ада. У входа в Преисподнюю поэта встречает Вергилий и обозначает цель их дальнейшего путешествия. Далее учитель и ученик вместе преодолевают девять кругов Ада, встречая на своём пути различных грешников, а затем выходят к Чистилищу.
В «Божественной комедии» Алигьери использует чёткую структуру грешников, располагая их по степени тяжести порока (сверху вниз тяжесть увеличивается). Каждый круг представляет собой определённое наказание для душ.
Итак, схематично Ад – это:
- 1 круг – Лимб: некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане. Обречены на вечную скорбь. Данте встречает среди прочих Платона и Гомера.
- 2 круг – Похоть: сладострастники. Обречены на истязания ураганом и удары о скалы. Данте встречает Франческу и Паоло (их история была на тот момент аналогом «Ромео и Джульетты» для нас)
- 3 круг – Чревоугодие: обжоры и гурманы. Гниение под дождём и градом + истязание Цербером. Данте встречает Чиакко – жителя Флоренции
- 4 круг – Скупость и расточительство. И так понятно. Перетаскивание с места на место огромных тяжестей; души, столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой.
- 5 круг – Гнев. Гневливые и унывающие люди. Вечная драка в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих. Данте встречает Филиппо Ардженти – флоринтиец, прославившийся своей яростью
- 6 круг – Стены города Дита. Еретики и лжеучители. Обречены на вечное лежание в раскалённых могилах. Данте встречает Фаринату дельи Уберти, который предсказывает Алигьери изгнание из Флоренции
- 7 круг – Город Дит (совершающие насилие)
- 1 пояс – Флегетон. Тираны и разбойники обречены кипеть во рве из раскалённой крови под надзором Кентавров. Данте встречает Александра Македонского
- 2 пояс – Лес самоубийц. Наложившие на себя руки превращены в деревья, которые терзают гарпии. А мотов преследуют гончие псы. Данте встречает Пьера делла Винья канцлер Фридриха II, ослеплённый и брошенный в тюрьму.
- 3 пояс – Горячие пески. Богохульники, насильники над естеством и искусством изнывают в бесплодной пустыне под огненным дождём. Данте встречает Брунетто Латини – своего учителя, который предрекает Алигьери славу
- 8 круг – Малебольдже – Злые рвы (обманувшие не доверившихся)
- 1 щель – сводники и обольстители бегут встречными потоками, подгоняемые бесами.
- 2 щель – льстецы утопают в зловонной грязи
- 3 щель – Симонисты (духовники, торговавшие должностями), чьи ступни пылают в огне, а сами они заключены в скалы по икры. Данте встречает римского папу Николая III.
- 4 щель – колдуны, чья голова развёрнута на сто восемьдесят и лишена способности говорить.
- 5 щель – взяточники, которые кипят в смоле
- 6 щель – лицемеры, закованные в свинцовые плащи («Федериковы плащи»). Данте встречает Каиафу и Анну
- 7 щель – воры, превращающиеся в гадов и обратно
- 8 щель – лукавые советчики, ставшие огоньками и пожираемые пламенем. Данте встречает Улисса и Диомеда, погубивших Трою.
- 9 щель – распотрошенные и истекающие кровью зачинщики раздора. Поэт встречает Магомета
- 10 щель – фальшивомонетчики и алхимики, подверженные струпьям, вдыхающие зловонный газ. Алигьери встречает алхимика Капоккио
- 9 круг – Ледяное озеро Кацит (обманувшие доверившихся)
- Пояс Каина – по пояс заморожены предатели родных. Данте встречает братьев Альберти, убивших друг друга из-за взаимной вражды
- Пояс Антенора – по горло заморожены предатели Родины и единомышленников
- Пояс Толомея – зажаты льдами на спине предавшие друзей и сотрапезников
- Пояс Джудекка – вмёрзшие вниз головами придавшие благодетелей
- Центр – вмороженный Люцифер, терзающий в своих трёх пастях самых страшных грешников: Иуду, Брута и Кассия
Чистилище
«Для лучших вод подъемля парус ныне,
Мой гений вновь стремит свою ладью,
Блуждавшую в столь яростной пучине,
И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию», -
Данте Алигьери «Чистилище», песнь первая
Чисто каталитическая фишка. Чистилище – место, где души путём страданий добиваются искупления своих грехов, после возносясь в Рай.
Согласно Данте, второе царство имеет следующую структуру:
- Предчистилище
- Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшиеся перед смертью в своих грехах, они ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».
- Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
- Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.
- Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)
1-й круг. Гордецы
2-й круг. Завистники
3-й круг. Гневные
4-й круг. Унылые
5-й круг. Скупцы и расточители
6-й круг. Чревоугодники
7-й круг. Сладострастники
- Земной рай
В Чистилище попадают души людей, которые при жизни были подвержены одному из семи смертных грехов. Само по себе это место представляет гору, состоящую из поясов, где наказываются пороки. На вершине горы – Земной Рай – преддверие истинного Рая.
Данте при входе в Чистилище получает семь меток, которые стирает ангел по прошествии поэтом каждого круга. Алигьери держит путь до Земного Рая вместе со своим наставником Вергилием, с которым прощается на вершине горы. Проводником Данте в Раю становится Беатриче.
Поговорим о наказаниях грешников:
- 1 круг – гордецы вынуждены нести на себе груз, склоняющий их к земле. Искупление покорностью
- 2 круг – завистники ходят с зашитыми сеткой глазами в багровых рясах.
- 3 круг – гневливые находятся в непроглядном чёрном дыму, лишённые возможности видеть друг друга
- 4 круг – празднолюбцы наказаны вечной и неутомимой ходьбой
- 5 круг – корыстолюбцы прикованы лицом к земле и содрогаются в нескончаемых рыданиях
- 6 круг – обжоры добиваются искупления своего греха голодом и жаждой, будучи в окружении благоухающих плодов и ручья с чистейшей водой
- 7 круг – сладострастники вынуждены проходить сквозь пламя и молиться Господу
Проходя по этим кругам, Данте также встречает различных личностей: своих знакомых или известных в ту пору людей Италии или древности
Рай
«Однако то, что о святой стране
Я мог скопить, в душе оберегая,
Предметом песни воспослужит мне», -
Данте Алигьери «Рай», песнь первая
По словам Данте, Рай представляет собой некое пространство, в котором расположены 10 небес. Там в вечном покое и счастии находятся праведники, приблизившиеся в своих добродетелях к Богу.
Схематично Рай – девять сфер, окружающие «Пламенеющую Розу» - божественный центр:
- 1 небо – Луна: ангелы – праведники, нарушившие обеты
- 2 небо – Меркурий: архангелы – невинно пострадавшие и честолюбивые деятели (реформаторы) – Юстиниан I
- 3 небо – Венера: начала - влюблённые
- 4 небо – Солнце: власти – мудрецы и великие учёные, образующие два круга – «хоровода». В первом – царь Соломон, Фома Аквинский. Во втором - Бонавентура
- 5 небо – Марс: силы – воители за веру - Роланд
- 6 небо – Юпитер: господства – справедливые правители – библейский царь Давид
- 7 небо – Сатурн: престолы – богословы и монахи – святой Бенедикт
- 8 небо – Сфера звёзд: херувимы – апостол Иоанн
- 9 небо – Перводвигатель: серафимы – ангелы и святые
- 10 небо – Эмпирей: Бог – обитель Божества и блаженных душ – Дева Мария, Адам, апостол Пётр, Моисей, Беатриче
Как думаете, о каком царстве: Аде, Чистилище или Рае было интереснее всего читать людям Средневековья да и нашим современникам? Конечно о Преисподней. Почти каждый человек грешен, а потому он хочет знать судьбу своей души после смерти. Одна из причин почему многие из «Божественной комедии» читают исключительно «Ад», умирая от скуки на страницах «Рая». Тем не менее, для цельности восприятия рекомендую осилить всё произведение.
Какое влияние оказала на культуру
Помимо формирования канона католической церкви труд Данте Алигьери стал источником вдохновения для многих других творцов. Так, произведение «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя является попыткой переноса структуры «Божественной комедии» Данте на реалии России девятнадцатого века.
Однако вас скорее всего заинтересует другое. «Божественная комедия» послужила основой для небезызвестной серии игр Devil May Cry. Помимо имён главных героев (Данте и Вергилий), а также вариаций образов (Леди (Мэри) как Дева Мария и прочее), Devil May Cry 3, например, берёт в свою основу концепцию Чистилища, хоть и местами искажает её. Перезапуск же DmC: Devil May Cry и вовсе ограничивается исключительно идеей о семи кругах Чистилища.
Другая видеоигровая адаптация – Dante`s Inferno, наиболее точно переносит Ад Алигьери в цифровое пространство, но опять же не обходится без искажений.
Роман Дэна Брауна «Инферно», вроде как, тоже связан с «Божественной комедией».
О переводах
На русский язык «Божественную комедию» пытались перевести многие, сначала в прозе, а позже и в стихах. Однако самые известные переводы на сегодняшний день - это работы Мина, Минаева и Лозинского. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, но для ознакомления я вам рекомендую интерпретацию Лозинского.
Также хочу вас предупредить об обилие сносок в тексте. Боюсь, что из-за огромного разрыва как в историческом, так и в культурном плане между нами и Данте современному читателю придётся часто обращаться к различным сноскам или комментариям к «Божественной комедии".