Дельфин Анжольра (Анжольрас)
(1857 – 1945 г.г. – 88 лет)
Нега и блаженство
Художник из Франции с необычным именем Дельфин Анжольрас не был выдающимся живописцем. Он не вошел в сонм гениев изобразительного искусства, не стал классиком, на которого равнялись бы следующие поколения художников.
И все-таки трепетное и нежное искусство Дельфина Анжольраса получило признание и современников, и потомков. Его женские портреты в приглушенной гамме, чувственные и нежные, до сих пор вызывают восторг зрителей.
Особенно хорошо художнику удавалось передавать на полотнах игру света и тени мягкого вечернего освещения. За этот талант Анжольраса прозвали «художником бликов».
Будущий художник родился 13 мая 1857 в городке Кукурон на юге Франции. В большой семье не бедных, но и не богатых буржуа Дельфины и Казимира Анжольра Дельфин был старшим ребенком.
Чтобы сын получил хорошее начальное образование, родители отправили его в интернат Нотр-Дам-де-Франс. Наставники Дельфина заметили у него тягу к инженерным наукам и посоветовали пойти по этой стезе, однако юноша воспротивился. Он почувствовал тягу к изобразительному искусству, поэтому твердо решил стать художником.
Родители не возражали, более того — поддержали сына, отправив его в Париж. Именно там, в столице Франции, в то время был сосредоточен весь цвет искусства страны, да и всей Европы.
Дельфин поступил в Школу изящных искусств, где его учителями стали прославленные Жан-Леон Жером, Густав Куртуа и Паскаль Даньян-Бувре. Представители академизма, в изобразительном искусстве они придерживались общепринятых канонов, которым и научили своего подопечного.
По окончании Школы изящных искусств Анжольрасу предложили должность учителя рисования, но он предпочёл карьеру независимого художника.
Дельфин вернулся на родину. Там, в крае прекрасной природы и старинных городков с узкими улицами, Анжольрас начал рисовать пейзажи — красивые, спокойные, но несколько скучные и безжизненные. Поняв, что этот жанр ему не слишком удается, художник переключился на портреты.
Дельфин Анжольрас рисовал известных людей своего времени, В основном, военных. Портреты удавались живописцу гораздо лучше, чем пейзажи, один из них даже включили в экспозицию Парижского салона 1889 года.
Постепенно Дельфин Анжольрас становился все более узнаваемым и знаменитым. Его приглашали участвовать в вернисажах, заказывали все больше портретов, охотно раскупали полотна. В 1892 году мастера пригласили работать в городок Сен-Жиль, предоставив ему мастерскую и жилье.
Необходимости искать заказы у художника больше не было, поэтому он целиком и полностью отдался искусству. В Сен-Жиле он продолжил писать пейзажи и портреты, но вместе с тем постепенно пробовал себя в новом жанре, который, в конце концов, и сделал его по-настоящему знаменитым.
Я обожаю тишину ,
В ней мысли кажутся слышнее…
Познать хочу их глубину,
Чтоб стать немножечко мудрее.
Ведь тишина как белый цвет,
В нём радуга перемешалась,
А в ней за столько тысяч лет,
Палитра звуков вся смешалась.
Я слышу мыслью тишину,
В котле времён не слышны звуки…
Пусть тишина мне глубину,
Своих познаний вложит в руки.
Анжольрас увлекся женскими образами. Он рисовал прекрасных девушек и с натуры, и по памяти в разнообразном окружении — на природе или в изящных интерьерах. Особенно хорошо художнику удавались вечерние портреты прекрасных дам — за туалетом, перед отходом ко сну, в минуты отдыха.
Живописец научился виртуозно передавать нюансы приглушенного света бра, игру света и тени, так, что дамы на картинах выглядели очень изящно, загадочно и неприступно, но вместе с тем — очень нежно.
К концу жизни Анжольра превратился во вполне состоявшегося художника. Он неоднократно выставлялся на Салоне, стал членом общества французских художников, некоторые его картины приобрели государственные музеи Франции.
Дельфин Анжольра прожил долгую (88 лет) и счастливую жизнь. Художник получил признание при жизни, не забыли его и по сей день. Сейчас картины мастера можно увидеть, преимущественно, в коллекциях французских музеев.
Сегодня я видел, как Ваши тяжелые слезы
Слетали и долго блестели на черных шелках,
И мне захотелось сказать Вам про белые розы,
Что раз расцветают на бледно-зеленых кустах.
Я знаю, что плакать Вы можете только красиво,
Как будто роняя куда-то свои лепестки,
И кажется мне, что Вы словно усталая ива,
Что тихо склонилась и плачет над ширью реки.
Мне хочется взять Ваши руки в тяжелом браслете,
На кисти которых так нежно легли кружева,
И тихо сказать Вам о бледно-лазурном рассвете,
О том, как склоняется в поле и плачет трава.
Лишь только растают вдали полуночные чары,
И первые отблески солнца окрасят луга,
Раскрыв лепестки, наклоняются вниз ненюфары
И тихо роняют на темное дно жемчуга.
Я знаю, тогда распускаются белые розы,
И плачут они на особенно тонких стеблях.
Я знаю, тогда вы роняете крупные слезы,
И долго сверкают они на тяжелых шелках.
Завершая рассказ о Дельфине Анжольрасе, французском художнике-неоклассицисте, наиболее популярном своими интимными портретами элегантных дам во внутренних интерьерах богатых домов, обратимся к тем работам мастера, где переплетаются мотивы красавиц и писем – темы нашей рубрики.
Героини Анжольраса часто участвуют в простой деятельности, такой, как чтение, шитье или размышления у лампы или в саду. Однако, нередко у них в руках оказываются листочки бумаги, которых так порой ждут, страшатся, жаждут получить – это письма. У Дельфина Анжолраса писем в руках дам так много, что, пожалуй, их можно было бы выделить в отдельный и весьма внушительный цикл.
Е. Серебренникова, методист МВЦ
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.