Найти тему

О перспективах мусульманской системы образования сто лет назад

Недавно заинтересовался историей мусульманской системы образования в дореволюционной России. Постарался изучить вопрос, даже поехал из Петергофа в Питер в библиотеку имени Герцена за книгой Джамалетдина Валиди на эту тему. Ну и решил в статье на яндекс.дзен написать, что смог откопать. Я не писатель, не журналист, поэтому прошу прощения, если мой слог покажется вам кривым и бездарным.

Думаю, нужно начать с описания старометодного мектеба. Мектеб - это школа, где шакирдов учили грамоте, основам веры. Обычно учреждение управлялось муллой, а обучение вел хальфа - ставленник муллы. Они, как правило, не получали жалованья от государства, а жили на деньги учеников и/или родителей учеников. Деления на классы было, а преподавание шло с каждым учеником индивидуально. Предметов, как таковых, тоже не было, а были лишь книги, которые необходимо было учить наизусть. Обучение начиналось с арабского алфавита, ученики сначала читали буквы с огласовками, а затем догматы веры. Письмо не входило в учебный план и шакирды учились писать в свободное время. Светских наук вроде математики и истории тоже не было. Число лет обучения зависело от способностей ребенка и возможностей родителей. Каждый мусульманин пытался дать своим детям образование, но не всем хватало средств. Однако двери мектеба были открыты для все желающих:


"Нѣтъ мечети, гдѣ бы мулла не обучалъ грамотѣ (по преимуществу арабской) не только дѣтей, но и взрослыхъ башкиръ. Обученiе у нихъ безплатное, развѣ что натурой платятъ муллѣ."
- Семенов Тян-Шанский.
"Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том 5: Урал и Приуралье."

В то время как даже в русских селениях редко можно было встретить школы, а инородцы не имели их совсем, у татар в каждой деревне была школа, а в больших деревнях и несколько школ с их исключительно религиозным духом и фанатическими идеями. По словам одного опытного миссионера, огромное развитие среди татар магометанской грамотности и магометанского вероучения сильно поддерживает в татарах ревность к распространению своей веры среди инородцев.

Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе / [Я. Коблов]. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908.
Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе / [Я. Коблов]. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908.

После окончания мектеба наиболее одаренные поступали в медресе, где учили Коран (таджвид и тафсир), фикх, арабский язык и литературу и точные науки (математика, астрономия и т.д.).

Так было до конца XIX века. К чему привела такая система преподавания, мы можем увидеть в переписи 1897 года:

Что мы видим на графиках выше?

  • Во-первых, примерно равномерное распространение грамотности среди мусульман Идель-Урала, что говорит о том, что в отличие от русских, у тюрков-мусульман была стабильная тяга к обучению.
  • Во-вторых, гораздо более высокая доля грамотных детей до 9 лет, особенно татар. Хоть и в масштабах графика эти проценты кажутся мелкими, но отрыв от русских детей немаленький. Это подтверждает тягу к знаниям среди мусульман. Родители старались дать ребенку образование как можно раньше.
  • В-третьих, резкий рост уровня грамотности у молодого русского населения.

Последнее особенно впечатляет, если посмотреть на статистику грамотности по русскому языку 1884-1890 годов:

Данные из Википедии. Источник, к сожалению, не нашел
Данные из Википедии. Источник, к сожалению, не нашел

Дело в том, что в России начались индустриализация, просвещение и прочие модернизационные процессы, вызвавшие всплеск грамотности среди населения промышленных губерний.

Умма мусульман не могла делать вид, будто ничего не происходит, будто мир такой же, как и 20/50/100 лет назад. Все больше из числа мусульман осознавали несовершенство традиционной образовательной системы по сравнению с европейской/российской, ее неповоротливость, закостенелость и устаревание. Появился запрос на эффективную систему обучения, на национальные школы, на преподавание светских предметов. Некоторые мектебы, почуяв ветер перемен, начали экспериментировать, вводить элементы европейского образования, такие как звуковой метод изучения арабского алфавита, создание национальных алфавитов на арабской основе, деление по классам, журнал успеваемости, экзамены, парты, школьные доски. Так появился ответ на русское просвещение - джадидизм (جديدية - jadidiya, "обновленчество" по-арабски), причем движение пошло с низов, с народной массы, которая понимала отсталость старых школ.

Не вдаваясь в подробности противостояния джадидов и кадимистов - противников обновления, скажу лишь, что реформаторское движение победило и новое учение пламенем раскинулось по умам мусульман, и в результате в Оренбургской губернии за 15 лет количество мектебов выросло в более чем два раза:

Улучшалось не только количество мектебов, но и качество обучения в них. Из таблицы видно, что число учеников на одну школу так же снижалось. Также повысилась скорость обучения: вместо слогового метода заучивания алфавита усул-джадид предлагал звуковой метод. В результате на освоение чтения и письма уходил всего лишь год, а не два-три-четыре.
Улучшалось не только количество мектебов, но и качество обучения в них. Из таблицы видно, что число учеников на одну школу так же снижалось. Также повысилась скорость обучения: вместо слогового метода заучивания алфавита усул-джадид предлагал звуковой метод. В результате на освоение чтения и письма уходил всего лишь год, а не два-три-четыре.
Положение дел в Оренбургской губернии. За 4 года усул-джадид из маргинального нишевого состояния перешел в доминирующее.
Положение дел в Оренбургской губернии. За 4 года усул-джадид из маргинального нишевого состояния перешел в доминирующее.

По Уфимской губернии, к сожалению, динамики не нашел, но думаю, картина была примерно такой же.

Для наглядности: в 1913 году численность мусульманского населения Уфимской губернии была около 1 400 000 человек
Для наглядности: в 1913 году численность мусульманского населения Уфимской губернии была около 1 400 000 человек

Говоря о стремительном развитии татаро-башкирского образования, стоит упомянуть и финансово-материальную основу распространения новых идей. Россия неохотно спонсировала образование "магометан", а если и спонсировала, то в основном христианизаторские-русификаторские проекты. Однако со становлением страны в 1860-ые на рельсы капитализма татары, славившиеся своей предпринимательской жилкой, начали стремительно наращивать капитал. Также с другой стороны, азербайджанцы осваивали нефтяной промысел:


By the beginning of the 20th century, representatives of the national bourgeoisie owned 49 of the 167 oil enterprises, but this indicator did not reflect their output capacity. Of the 167 oil enterprises, Armenian entrepreneurs, whom the Russian government supported as their coreligionists, owned 55 companies, Russians - 21, Jews - 17, Georgians - 6 and foreign companies - 19.
The emerging first generation national bourgeoisie, represented by Haji Zeynalabdin Tagiyev and Gasim Bey Selimkhanov, made a great contribution to the development of the national economy, culture and education. By the end of the 19th century and especially after 1905, the oil business saw an influx of a greater number of entrepreneurs representing the local bourgeoisie.
The second generation of the national bourgeoisie consisted of people who had small capital or peasants from oil-rich villages who began extracting oil on the land which they owned or bought. They were also energetic people who worked at the fields of big and small enterprises, dealing with oil delivery, cleaning the territory of oil spills, workers and guards working at the fields and so on.

Также были рудо- и золотопромышленники, такие как братья Рамеевы, и другие. Именно купцы и промышленники, будучи фанатичными мусульманами и повинуясь предписаниям ислама, строили мечети, школы, медресе, оплачивали обучение детей бедняков.

После ослабления имперской власти в результате революции 1905 года в стране стало дышаться свободнее, благодаря чему процесс обновления, формирования наций усилился. Какие выгоды получили российские мусульмане после 1905:

Я написал эту статью, потому что хотел рассказать, что околостопроцентная грамотность в России, в частности среди мусульман, было делом времени, и для этого вовсе необязательно было убивать каждого третьего татара/башкира или переводить письменность на новую основу, разрывая доступ потомков к литературному наследию старших и взращивая таким образом поколение советизированных манкуртов и муртадов.